20536
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22827
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12103
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3815
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8158
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6728
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4049
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2983
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12100
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9529
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7536
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7954
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5314
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4064
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3151
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3077
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4023
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2870
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2889
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4396
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3822
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2685
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2310
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4372
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4369
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2870
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2929
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3362
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3136
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2976
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3182
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5598
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4073
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3711
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3136
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
08:35 28/05/2013 Сергей Старцев 0 31

Между Сциллой и Харибдой

Почему так и не построенный мост через Мессинский пролив обойдется итальянцам в 1 млрд евро

Павел Пахомов
Проект века

За длительной политической суетой вокруг многострадального формирования нового правительства Италии практически незамеченным осталось событие, которое в иные времена неизбежно вызвало бы громкий скандал. 22 апреля бывший глава кабинета могущественного министерства экономики Винченцо Фортунато был назначен руководителем ликвидационной комиссии по проекту строительства моста через Мессинский пролив, который должен был соединить материковую часть Италии с Сицилией. Это назначение означало, что донельзя распиаренный «проект века» был окончательно закрыт…

Поистине «зубр» итальянской государственной бюрократии Фортунато является обладателем говорящей фамилии (на русский язык ее можно перевести как «удачливый» или «счастливчик»). Он не только держит пальму первенства по длительности непрерывного пребывания на высших чиновничьих должностях (с 2001 года) с рекордно высоким окладом (около 500 тыс. евро в год). Сейчас в самый разгар экономического кризиса Фортунато может вообще больше не беспокоиться по поводу своего места работы. Эксперты убеждены: ликвидация экономических претензий в связи с проектом моста через Мессинский пролив продлится еще долгие годы с непредсказуемыми последствиями для итальянской казны.

Идея строительства моста «между Сциллой и Харибдой» возникла на Апеннинах еще в середине 1860-х годов, но реально стала обсуждаться только через 100 лет. Первый международный конкурс на его создание объявила в 1968 году ведущая итальянская дорожно-строительная компания ANAS. В результате победил проект, предусматривающий строительство крупнейшего в мире подвесного однопролетного моста. Впоследствии первоначальный проект не раз менялся и уточнялся, так что в итоге согласно разработкам инженеров из Дании и Канады длина центрального пролета моста должна была составить 3300 метров, а ширина — превысить 60 метров. Предполагалось, что автомобили смогут двигаться в три ряда в каждом направлении, а встречные потоки разделит двухколейная железная дорога. Пропускная способность моста была определена в 144 тыс. автомобилей и 200 железнодорожных составов в сутки. Конструкция должна была выдержать землетрясение силой 7,1 балла по шкале Рихтера и ветер скоростью до 216 км/ч. Стоимость строительства моста через Мессинский пролив оценивалась примерно в 5 млрд евро.

На протяжении почти полувека острейших дискуссий вокруг моста высказывалось множество сомнений относительно целесообразности и вообще возможности реализации этого грандиозного проекта. Многие из них были связаны с экологическим ущербом, который масштабное строительство неизбежно нанесло бы природе, в частности, уникальной флоре и фауне Мессинского пролива. Особую озабоченность общественности вызывали и предупреждения о том, что реальным хозяином «проекта века» легко может стать всесильная коза ностра, всегда имевшая своих доверенных людей в Риме.

Тем не менее в рамках проекта была подготовлена вся необходимая технико-экономическая документация, а в 1981 году было создано и акционерное общество «Мессинский пролив», которое отвечало за соблюдение всех условий многочисленных тендеров и конкурсов. Правительство Сильвио Берлускони включило мост в список приоритетных национальных проектов в области строительства.

В начале 2006 года наконец-то было заключено официальное соглашение с международным консорциумом компаний Eurolink, который и стал генподрядчиком проекта. Но через пару месяцев после этого к власти в Италии пришло левоцентристское правительство Романо Проди, и дискуссия о необходимости строительства моста разгорелась с новой силой. Противники проекта, в частности, подчеркивали, что на юге Италии хватает других неотложных дел, требующих срочного финансирования. Чаще других при этом упоминался многолетний «долгострой», связанный с реконструкцией автомагистрали А3, соединяющей Неаполь с Реджо Калабрия.

Однако после досрочной отставки правительства Проди в 2008 году сторонники Берлускони вновь вернулись к идее реализации так называемого плана «великих сооружений». Одним из первых в их списке, естественно, значился мост через Мессинский пролив. Прекрасно помню, как Кавальере в каске строителя появлялся то на одном, то на другом национальном объекте, рекламируя свою стратегию ускорения экономического развития. В октябре 2009 года, выступая на специальном совещании, посвященном реконструкции двух главных национальных аэропортов Рима и Милана, Берлускони заявил, что работы по созданию моста начнутся через два месяца. «Наша страна должна проснуться от долгого сна, который привел к серьезным негативным последствиям», — подчеркнул он тогда, призывая преодолеть отставание Италии в области инфраструктуры, которое мешает ей полностью реализовать свой экономический потенциал. Так или иначе, но окончательный проект «великого сооружения» был утвержден в декабре 2010 года.

Мост в никуда

И вот тут произошло нечто труднообъяснимое. Внезапно даже пламенные сторонники проекта как-то быстро стали утрачивать к нему интерес. Об этом свидетельствует, в частности, факт прекращения переговоров с китайскими компаниями, которые сначала самым серьезным образом рассматривали свое участие в строительстве гигантского моста. Формально «проект века» вроде бы никто не собирался закрывать, но в октябре 2011 года палата депутатов неожиданно проголосовала за резолюцию о прекращении госфинансирования работ, выдвинутую злейшим врагом Берлускони, бывшим следователем миланской прокуратуры Антонио Ди Пьетро.

Этот мост должен стать Вавилонской башней третьего тысячелетия, к созданию которой нужно привлечь лучших художников современности из различных стран

Странным образом за этот документ проголосовали отнюдь не только противники Кавальере, но даже несколько членов его правительства. Так до конца и неясно, что же сыграло в этом деле главную роль: то ли запоздалое осознание тяжести глобального кризиса, то ли ожидание скорого ухода Берлускони в отставку, которая последовала всего  через месяц после исторического голосования. Право формально добить «проект века» было предоставлено технократам Марио Монти, которые в рамках «оздоровления экономики» много чего закрыли и уничтожили на Апеннинах. В ноябре 2012 года «технический» кабинет выпустил и правительственный декрет по поводу моста, законность которого Eurolink, разумеется, сразу же оспорил, официально уведомив о своем выходе из проекта.

Короче говоря, к 383 млн евро из госбюджета, которые были потрачены на содержание компании «Мессинский пролив» и различные проектные работы, теперь неизбежно прибавятся издержки по искам заинтересованных фирм. Один только консорциум Eurolink требует возместить ему 700 млн евро с процентами. То есть затраты итальянских налогоплательщиков на «мост в никуда» уже совершенно точно превысят 1 млрд евро. Известный журналист Серджо Риццо называет всю эту бесславную историю «обескураживающей демонстрацией поверхностности, неспособности к принятию решений и политического дилетантизма за счет граждан».

Достаточно часто бывая на Сицилии, я не раз спрашивал самых разных собеседников, включая почетного президента компании «Мессинский пролив» Антонио Каларко, о перспективах создания моста. Не буду скрывать, подавляющее большинство моих конфидентов было уверено, что «проект века» никогда не будет реализован. Тем не менее они с удовольствием  обсуждали его и даже строили на него свои виды.

Так, мой старинный приятель, известный сицилийский скульптор Нино Уккино, никогда не скрывавший своего негативного отношения к строительству моста, тем не менее разработал целый альтернативный проект под названием «Мост культуры». «Раз уж решили его построить, этот мост должен стать Вавилонской башней третьего тысячелетия, к созданию которой нужно привлечь лучших художников современности из различных стран. Ведь мы, итальянцы, наследники Джотто, Микеланджело, Леонардо и должны прежде всего думать о культуре. А на самом мосту, помимо гостиниц, офисов и ресторанов, надо открыть музеи всех великих культурных держав мира, в том числе и России, конечно», — рассказывал он.

Я слушал Нино, который, установив десятки монументов по всей Сицилии, так и не скопил денег на приличную мастерскую, и в голове моей невольно возникал незабвенный образ Манилова. Это ведь он мечтал «через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян...»

Не подумайте только, что все сицилийцы такие идеалисты. Вот взять, к примеру, нынешнего министра государственной администрации, депутата из Мессины Джанпьеро Д’Алия. Изначально он был не только пламенным сторонником строительства моста, но и гневным обличителем «зеленых» и прочих противников «великого сооружения», которое он называл «катализатором развития всего региона». Все резко изменилось в 2009 году, когда жена сенатора практически за бесценок приобрела шикарную трехэтажную виллу близ Каридди с изумительным видом на пролив. Впрочем, кто тогда мог потребовать за этот объект недвижимости приличную сумму, если в непосредственной близости от него уже начинались проектные работы по возведению двух гигантских бетонных опор моста высотой 399 метров. Приобретя виллу, Д’Алия прозрел, словно Савл на пути в Дамаск. И вот он уже осуждает широко разрекламированный проект, называя его «безумством» и требуя назначить парламентскую комиссию по расследованию всей этой истории.

* * *

В январе я сравнил Италию с лайнером Costa Concordia, который на всех парах несется вперед, на рифы. Сегодня добавлю: этот прекрасный корабль идет под мостом через Мессинский пролив, который так никогда и не будет построен, между Сциллой скульптора-мечтателя и Харибдой циничного политика.