Неуклюжий слоноподобный Адам нес вахту без фигового листа, абсолютно невинный в своей наготе, поскольку явно еще не отведал запретного плода. Он даже не смотрел на Еву, а Ева в своем налитом тяжелой спелостью бронзовом теле игнорировала Адама, также стоя лицом к дверям, равнодушно взирая на тысячи маленьких людей, суетливо снующих днями напролет мимо по своим муравьиным дорожкам. Ева была одинока — толпы людей шли к Адаму. Потому что как раз его отполированное руками туристов причинное место, сияющее золотом на черном теле, и было одной из главных достопримечательностей города Большого яблока. Яблока, уже надкушенного корпорацией Apple и вывешенного трофеем под стеклянный колпак на пятой авеню. Если провести прямую от Адама к яблоку прямо по 59-й стрит, то логическая цепь «Адам- яблоко» сомкнется. Видел ли ботеровский герой этот запретный плод еще до того, как встретил свою Еву? А может, именно туда, на это светящееся по ночам надкушенное яблоко и был устремлен его взор, когда не доросшие ему и до пупка хихикающие людишки полировали его гениталии, чтобы увековечить себя на фоне голого прародителя? Кара господня — вот тебе, Адам, надкушенное яблоко, вот тебе Содом, и вот тебе пигмейское семя твое за грехопадение.
* * *
Люди назвали бронзового Адама «интерактивной скульптурой» — подходи и трогай. «Как у вас там интересно, в Нью-Йорке! Только ради этого памятника я непременно выберусь туда. А наша Аризона — скучная, как пара коричневых ботинок», — мечтательно писала южанка на форуме Адама и Евы, нью-йоркской бронзовой достопримечательности. Группы женщин, фланирующих между универсамом Whole Food в цокольном этаже и бутиками наверху, соединенными ползущими лентами эскалаторов, охотно возлагают ладонь на корень прародителя и щелкают друг дружку на смартфоны. Китайские туристы, смущенно хихикая, расчехляют солидные камеры — может, им, как и мне, кажется, что Адам чем-то похож на Мао? Потрогали бы они так Мао, как же... Немцы громко смеются и демонстративно потирают оттопыренную бронзу. Латиноамериканцы почему-то в этот момент серьезны. Японцы редко трогают самую знаменитую плоть Нью-Йорка — в основном, просто с улыбкой фотографируются рядом: понятно, что весь Адам в кадр по-любому не вместится, а только...
Ева, напоминающая формами скифскую бабу, в целомудренной, никем не тронутой бронзовой черноте не привлекала внимания туристов. Лапать Еву никто не решался — или не хотел? «Не люблю эту Еву. Как в зеркало смотришься», — призналась одна дама американского размера. Может быть, обнаженная четырехметровая Ева с безыскусно заплетенной косицей внутренне съеживалась под сотнями взглядов, критично оценивающих ее охваты, не соответствующие параметрам манекенов, выставленных в витринах окружавших ее бутиков? Казавшаяся себе нежеланной, она ведь не знала, что за пределами витринного мира с женщинами Джакометти, на улицах Нью-Йорка самые ходовые сувениры — изображения ботеровских женщин, сахарная пышность которых подобна взбитым подушкам лебяжьего пуха, сулящим негу и умиротворение.
* * *
А недавно памятники переставили. Мужчину и женщину повернули лицом друг к другу — и случилось чудо. Ева изумленно распахнула волоокие зрачки и маняще раскрыла Адаму тяжелые бабьи объятия. Их взгляды соединились поверх толпы. Все встало на свои места и обрело смысл. И стало понятно, что это не важность и самодовольство распирают грудь Адама, а забившееся в непонятном волнении большое сердце. И стало очевидно, что он безраздельно принадлежит Еве, а не надоедливым сонмам туристов. И стало физически жарко стоять в возникшем потоке их притяжения. И стало стыдно хватать его за плоть, напряженно устремленную стрелкой компаса к его первой и последней гавани.
«Да, памятники переставили. Почему? Даже не знаю», — улыбается чернокожая дама в справочной «Тайм Уорнер», вахтерша по-нашему. Да я и так знаю, кто и зачем переставил Адама и Еву — таков промысел Творца. А может быть, бронзовые гиганты сами сделали эти невыносимо трудные шаги навстречу друг другу, снова обменяв вечность на любовь?