20402
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22736
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12052
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3803
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8082
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6698
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4033
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2971
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12027
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9493
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7473
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7910
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5286
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4044
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3141
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3067
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4013
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2859
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2876
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4378
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3814
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2683
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2306
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4352
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4335
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2856
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2918
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3346
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3121
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2967
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3168
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5567
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4060
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3700
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3125
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
08:30 10/12/2012 Виктория Мусвик 0 31

Наша перестройка

Когда деревья были большими, а люди — другими

Павел Пахомов

Я очень ждала российскую премьеру этого фильма: друзья в Америке, где картина вышла на экраны значительно раньше, очень ее хвалили. А несколько дней после просмотра я жила с неожиданным ощущением радости, и все время хотелось понять — почему оно вдруг появилось и не уходит так долго.

«Мою Перестройку» сняла Робин Хессман. В ней рассказывается история пятерых бывших одноклассников: двух школьных учителей истории Бориса и Любы (между собой они — пара), безработного музыканта Руслана (бывшего участника группы «Наив», разочаровавшегоя в шоу-бизнесе), бизнесмена Андрея — владельца известной сети магазинов французских рубашек и Ольги — менеджера компании, обслуживающей бильярдные столы. Все это люди вполне реальные: их фамилии легко можно найти в интернете.

И в общем-то, вся картина — это просто монологи этих пятерых, для современного кино прием довольно обычный. Борис, Люба, Ольга, Руслан и Андрей рассказывают о том, каким было их советское детство, как они учились в школе, что думают о жизни сейчас. Монологи разбиты на небольшие отрывки, которые перемежаются кусочками любительской видеосъемки, кинохроники, советских и российских документальных фильмов. Все это сопровождает музыкальный ряд, который соответствует той или иной эпохе — здесь тебе и «Голубой вагон», и «Полковник Васин».

Когда смотришь этот фильм первые минуты, то он впечатляет не слишком сильно. Да и с героями себя соотносишь не особо. Они лет на 7 или 8 старше меня: когда я пошла в школу в начале восьмидесятых, они ее как раз заканчивали. Целая эпоха! Первая же героиня после кадров парада 1977 года и приветствия пионеров Брежневу рассказывает о том, что «она была, как все» и ей «вполне хватало… прекрасной советской действительности»: «Видимо, мне жилось настолько хорошо, что меня долгое время совершенно не интересовала эта западная жизнь». И тут сразу же чувствуешь глухое раздражение: мое детство было совсем другим.

Куда ушла яркая и живая интеллектуальная жизнь конца восьмидесятых — перестроечные газеты, дискуссии по интересным темам и даже ток-шоу «Я сама»? Куда делись политики, проявлявшие простые, человеческие чувства?

Я хорошо помню, как нас, младшеклассников, на целый день сняли с уроков и заставили смотреть похороны Брежнева по телевизору: траурная музыка, медленный проезд машины с гробом, мертвое лицо. И как мы, еще совсем малыши, пытаясь найти спасение от ужаса в юморе, рисовали гробики на промокашках. А уже с четвертого в воспоминаниях всплывает совсем другое. Мы были активными и «неконформистскими», вели оживленные дебаты, в том числе о политике. Помню, как в нашу школу повалили делегации подростков из Англии и США, как мы до хрипоты спорили о формах школьного самоуправления и как ходили с бравадой сдавать — насовсем, навсегда! — алое знамя в бывший райком комсомола. Помню и многочисленные календари с голыми тетями в киосках на Новом Арбате — это уже чуть позже. Да, время было совсем иное.

Муж, кстати, ничего такого не помнит. Он из семьи военного, провел детство в нескольких городах по всему Союзу и говорит, что вся эта волна «перестройки» и «гласности» до них доходила слабо. То есть вот это ощущение творчества, полета, освобождения и включенности в мир из-за общения со сверстниками из разных стран — оно «московское». Но, тем не менее, фильм он смотрит с интересом.

Охват социальных слоев в фильме вообще не такой широкий как, скажем, в «Рожденных в СССР» — эта картина, кстати, соседствует на фестивале с «Моей перестройкой», но идет вне конкурса. Да и жесткости здесь поменьше, акценты не такие определенные, а закадрового голоса, их расставляющего, нет. В целом, полного совпадения ни с кем из героев не наблюдается: мы оба никак не можем полностью соотнести свои воспоминания ни с кем из этих пяти человек. А кто-то из них и попросту раздражает.

Но потом вдруг, минут через пятнадцать, начинает происходить что-то странное. Фильм словно вбирает нас в свое пространство. Конечно, полностью передать мои чувства, войти мне в душу Хессман по-прежнему не удается. Но она вроде бы и не очень к этому стремится: не пытается преодолеть, взломать чужие границы. «Моя перестройка» вообще не будит сильных эмоций. Все очень мягко и нежно, нюансы тонкие, мнения люди выражают иногда диаметрально противоположные — но среди них нет никого оголтелого: ни поклонников СССР, ни его радикальных противников.

И вот уже возникает вопрос: а как же я нынешний мог — так сильно — окоченеть?

То, что больше всего поражает в этой картине — особый такт автора, отсутствие предубеждений, а также ювелирная работа с фактами. Причем с такими, которые американка явно знать не может — это не ее детство, не ее ощущения, одноклассники, первые взрослые шаги. Следовательно, за мнимой простотой здесь стоит умение работать с источниками и расспрашивать людей, гора перелопаченных архивных материалов, даже ради незамысловатых детских песенок, подобранных удивительно точно. А ведь мы уже забыли, что работа режиссера может быть настолько кропотливой. Здесь все как будто выточено в мельчайших деталях, а не высечено на скорую руку, тяп-ляп. И этим своим качеством фильм также переносит в прошлое, напоминая о мастерстве режиссеров любимых картин нашего детства.

И ни к каким выводам «Моя перестройка» не подталкивает — здесь мало что дается «в лоб». Разве что немного заметно, что автор больше симпатизирует Горбачеву, чем Путину (про Ельцина ясно не очень). Это, безусловно, не памфлет и не политический манифест, зовущий на баррикады ради того или другого. Но ты слушаешь этих пятерых, в чем-то с ними совпадая, в чем-то нет — и в тебе самом поднимается все больше собственных воспоминаний. Тех, которые, как казалось, давно забыты.

Всплывают какие-то замороженные ощущения. Надежда горбачевского времени, когда казалось, что совсем новая, правильная, честная жизнь без вранья и фальши — она вот тут, рукой подать. Отчужденность в августе 1991 — танки на улице, а потом радость после неудавшегося путча. Страх и огромное сочувствие — это когда одна из героинь рассказывает, как убили ее жениха-банкира; а она продолжает жить, жить очень достойно — только чувствуется так и не зажившая рана в том, что первая красавица класса уже 10 лет одна. И даже та самая гордость оттого, что «я живу в Советском Союзе» вдруг вспоминается тоже — и это что-то из старшей группы детского сада. И она же неприятно откликается в словах Бориса и Любы о том, что прошлое у нас ходит по кругу и новейшие учебники истории напоминают начало восьмидесятых. Но тут же соглашаешься с ними и в другом: а все-таки, наше время непохоже на позднесоветское, оно свободнее. «Моя Перестройка», кстати, была снята до нынешнего подъема гражданской активности — она обрывается на выборах 2008 года.

Мир устроен значительно сложнее, чем ставшая привычной за последнее время картинка раскола на «сторонников» и «врагов», а также «силы зла» и «иностранных агентов»

Эмоционально окрашенные чужие воспоминания резонируют с твоими, а вместе складываются в поток. Это вовсе не про «своих». Это не «соратники». Это просто со-граждане. И ваше пространство совместности — это вся страна. Хессман не пробуждает коллективных аффектов, она улавливает общие настроения. «Моя перестройка» глубока не в духе фантазии о великой литературе «Толстоевского», но она ловит скрытые, спрятавшиеся чувства, оживляет самые разные кусочки памяти, сопоставляя их между собой. Она дает контакт с тем собой, каким ты был в самые разные периоды своей жизни. И вот уже возникает вопрос: а как же я нынешний мог — так сильно — окоченеть? Отчего мне так холодно в социальном пространстве? Куда ушла яркая и живая интеллектуальная жизнь конца восьмидесятых — перестроечные газеты, дискуссии по интересным темам и даже ток-шоу «Я сама»? Куда делись политики, проявлявшие простые, человеческие чувства? Да Господь с ними, с политиками — куда делись журналисты, которые умели писать тексты о страдающих людях без бесконечных противопоставлений себя и быдла?

То, что нюансы смысла и тонкости наших ощущений настолько хорошо уловлены «человеком извне», кажется удивительным только на первый взгляд. Ведь Хессман увлеклась нашей культурой еще в детстве, когда, как говорит она сама, за подписку на советские журналы ею вполне могли заинтересоваться американские спецслужбы — этого боялись ее родители. Что-то ей было у нас близким, родным. А ее взгляд — это взгляд любящего человека, который подмечает сильные и слабые стороны, но принимает целиком. И в то же время это настоящее независимое кино, на которые она искала деньги в самых разных источниках и за которое она до сих пор не раздала до конца долги — и поэтому очень просит не скачивать его с пиратских сайтов.

Эти многослойность смысла и легкая задумчивость, такт и бережность, с которой мы сами не привыкли относиться к себе, кажутся необычайно ценными, потому что дают возможность слегка отстраниться и посмотреть на себя со стороны. И потому, что напоминают: мир устроен значительно сложнее, чем ставшая привычной за последнее время картинка раскола на «сторонников» и «врагов», а также «силы зла» и «иностранных агентов».

*«Мою перестройку» можно увидеть в «Художественном» 10 декабря (в рамках Артдокфеста), в Мультимедийном пресс-центре РИА Новости 12 декабря и в Сахаровском центре 17 декабря.