Когда слышишь такие вопросы, возвращаешься в действительность и понимаешь, как далеки светлые идеи от реальной жизни.
— Я ищу человека, который будет безвозмездно и профессионально делать свою работу.
— И вы думаете, что сможете такого найти?
Я, конечно злюсь в такие моменты. Мне обидно, что безвозмездный и профессиональный труд — это что-то экстраординарное для большинства людей. У нас профессионально сделанный сайт. У нас профессионально сделанный логотип. У нас много профессиональных аудио- и видеороликов. Это всё сделано разными людьми безвозмездно. Группы Вконтакте, образцы писем и договоров, грамоты и сертификаты, заявки на гранты и конкурсы — всё это вклад людей, а не заказ за чьи-то деньги. Всё это сделано так профессионально, что обыватели не верят, что это волонтёрский труд, а спонсоры не считают нужным спонсировать проект, у которого и так всё хорошо.
К сожалению, волонтёрский труд воспринимается как неквалифицированный, а волонтёры ассоциируются с неудачниками, которые работают «за бесплатно» потому, что их никуда больше не берут. Такое мнение мешает талантливым людям трудиться во благо. Они не знают, где и как это сделать.
У меня искажённое восприятие чужого труда. Я считаю, что машины выпускает «Тойота», а телефоны — «Нокиа». Что йогурт производит «Валио», а кроссовки — «Найке». При этом я не вижу реальных людей — художника, который рисовал форму этой машины, фермера, который держит коров и поставляет молоко для йогурта, учёного, который разрабатывает новую технологию, чтобы телефон стал ещё меньше, рабочего на швейной фабрике, который настраивает конвеерную линию для выпуска новой модели кроссовок. Не в интересах компаний показывать мне людей. Я должен быть благодарен бренду и только бренду, а не каким-то исполнителям — винтикам в большой отлаженной машине.
Но парадокс в том, что и сама эта машина, сам бренд создан людьми. Это команда талантливых маркетологов написала концепцию, а дизайнеры и специалисты по продвижению сделали так, чтобы миллионы людей его полюбили. Это талантливый менеджер собрал вместе людей и организовал производство. Все они — профессиональные люди, делающие свою работу.
Почему от нас скрывают, что всё, что мы видим вокруг — от небоскрёба до наноробота — сделано людьми? И самое интересное: каким образом это удаётся скрывать от подавляющего большинства населения? Возможно, это заговор?! «Давайте внушим людям, что всё, что они делают, они делают не сами». Для этого нужно, чтобы каждый человек делал совсем маленькую часть общей работы, такую маленькую, чтобы его работа казалась ему бесполезной и бессмысленной. Тогда ему будет легко внушить, что и все остальные, так же, как и он, занимаются бесполезной и бессмысленной работой. И тогда, чтобы присвоить результаты труда, на передний план будут выставлены могучие и великолепные бренды. И никому в голову не придёт, что за этими брендами нет ничего, кроме людей.
Ну, допустим, в XIX веке и первой половине XX дела обстояли принципиально иначе. Рабочие фабрик и заводов были в зависимом положении. Человек без фабрики был нищим «пушечным мясом», а вот буржуазия без рабочих могла прекрасно обходиться. Из деревень в города тёк нескончаемый поток разоряющихся крестьян. Так что можно было снижать оплату, увеличивать рабочий день, а недовольных выгонять на улицу и заменять на новых. И всё было вроде неплохо налажено, но вот поток крестьян стал иссякать. На какое-то время его заменили переселенцы из менее богатых стран. Но и этот поток пришлось перекрыть, чтобы избежать социальной напряжённости. И вот тогда и выяснилось, что буржуазия от рабочих зависит так же, как и рабочие от буржуазии (а может, и сильнее).
Финальной точкой этой истории стало развитие профсоюзов и объединение рабочих для отстаивания своих интересов. Профсоюзы устраивали забастовки, штрейкбрехеров били. И буржуазия поняла, что фабрика без людей — это неработающая груда металла и бетона. С тех пор положение буржуазии только ухудшалось, она становилась всё более и более зависимой от исполнителей. Работы требовали всё больше знаний и опыта. Чтобы сотрудник начал полноценно работать, его надо несколько месяцев (а то и несколько лет) обучать. Инвестировав в сотрудника, хозяева компании становятся его заложником. Ну, может, не его лично, а коллектива в целом. Если, например, отдел компании в полном составе уйдёт, бизнес понесёт невосполнимые потери.
Как только коллектив или отдел осознает себя как целое и начинает действовать в интересах группы, сразу пропадает возможность его эксплуатировать. Именно это произошло в отношениях фабрик и профсоюзов. С тех пор сокращается рабочий день, растёт зарплата, увеличиваются социальные гарантии. То есть буржуазия всё больше и больше делится своим пирогом с сотрудниками. Это в Европе, а в России сотрудники пока не в полной мере понимают сложившееся положение. Видимо, мы пропустили какой-то исторический этап развития.
В середине XX века в Европе и США буржуазия смекнула, что эксплуатировать сотрудников больше не удаётся. Бизнес сменил стратегию. Теперь это называется красивым словосочетанием «бизнес-модель, ориентированная на потребителя». Но по факту это означает следующее: «Обирать своих сотрудников мы больше не можем, так как они прихватили нас... Теперь мы будем обирать своих клиентов!».
Почему ужин в ресторане стоит 25 евро, хотя вы можете приготовить себе такой же ужин, купив все продукты за 10 евро? Почему вы платите за ночь в гостинце 200 евро, когда можно остановиться у каучсёрфера бесплатно? Почему магазины могут делать скидку 70% на прошлую коллекцию и всё равно получить прибыль? Почему вы платите 250 долларов за Windows, когда есть бесплатный Linux? И главный вопрос: почему, зная всё это, вы продолжаете ужинать в ресторане, останавливаться в гостинице и пользоваться платным софтом?
Лично мне не нравится, когда одни люди эксплуатируют других. Я не против денег и равноценного обмена результатами труда. Но вот получение прибыли одними за счёт других без вложения труда мне кажется порочной практикой. Ко мне за этот год приезжали 7 каучсёрферов. Вместо того, чтобы платить гостинице по 150 евро за ночь, они бесплатно останавливались у меня. Мне возражают, что такой проект бьёт не только по гостиницам, но и по их сотрудникам. Это не так! Сотрудник гостиницы, возможно, не получит прибавку к зарплате, но зато может бесплатно путешествовать по всему миру.
То же самое во всех сферах, где вы создаёте бесплатные услуги. Вы создаёте давление на корпорации, предлагающие аналогичные услуги платно. И тем самым вынуждаете их устанавливать справедливые цены. Это верно в отношении не только бизнеса, но и государства. Пора понять, что люди производят товары и услуги для людей, и посредничество корпораций и государства в этом процессе нужно только самим корпорациям и государству, чтобы эксплуатировать людей.