16704
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
19104
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
10050
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3152
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6350
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5493
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3359
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2469
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
9572
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
7887
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
6089
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6566
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4372
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3352
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2674
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2605
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3292
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2404
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2421
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3740
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3272
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2394
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2075
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3658
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3620
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2407
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2439
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2783
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2629
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2466
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2640
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4781
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3432
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3131
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2635
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
00:05 18/06/2012 Андрей Яковлев 0 66

Как снизить силовое давление на бизнес?

Власть может запустить реальную реформу правоохранительной системы

Тимофей Яржомбек

Назначение министром внутренних дел генерала Колокольцева, который пользуется уважением даже со стороны оппозиции, позволяет предположить, что власть может запустить реальную реформу правоохранительной системы. С точки зрения экономического развития необходимость такой реформы диктуется массовым оттоком капитала из страны, который во многом обусловлен продолжающимся силовым давлением на бизнес.

К постановке диагноза

В настоящее время в СМИ и среди либеральных экспертов доминирует представление, что главным фактором силового давления на предпринимателей является коррупция. Между тем, на наш взгляд, не меньшую (если не большую) роль играет логика «палочной системы», которая предопределяет обвинительный уклон по отношению ко всем лицам, попадающим в поле зрения правоохранительных органов.

Еще больше проблем с поиском решений. Традиционно акцент ставится на необходимости в первую очередь изменить законодательство. Однако законы применяют конкретные сотрудники правоохранительных органов. И если они недобросовестны, то всегда найдут «дырки в законодательстве». Соответственно желаемых результатов не будет без очищения системы от недобросовестных и изменения мотивации добросовестных полицейских, следователей и прокуроров.

То есть необходимо изменить не только законы, но и практику правоприменения. Для этого важно учесть ряд обстоятельств.

Во-первых, само происхождение обвинительного уклона и репрессивности по отношению к бизнесу не случайно. До принятия в 1996 году нового УК законодательство в отношении предпринимателей было относительно либеральным — просто потому, что не предусматривало регулирования для многих новых видов экономической активности, появившихся после 1991 года. Однако именно этот период был отмечен массовыми правонарушениями в сфере экономики против широких слоев граждан, включая махинации в рамках финансовых пирамид, мошенничества при покупке квартир, вывод активов и неплатежи по зарплате работникам приватизированных предприятий. Все это давало моральные основания для усиления репрессивности законодательства в отношении предпринимателей.

Во-вторых, силовое давление на бизнес инициируют не только правоохранители. Очень часто его используют сами предприниматели для устранения конкурентов. Корпоративное рейдерство требует хорошего знания корпоративного законодательства и юридической техники — что более характерно для профессиональных юристов и консультантов, а не для полицейских, следователей и прокуроров.

В-третьих, укрепление системы правоприменения в начале 2000-х (в рамках общего восстановления вертикали власти) происходило при сохранении закрытости правоохранительных органов от общественного контроля. В этих условиях действия МВД, ФСБ, прокуратуры и их сотрудников во многом стали предопределяться ведомственной логикой, опиравшейся на специфический набор индикаторов оценки деятельности, известный сегодня как «палочная система».

Применительно к МВД эта логика строится на том, что центральный аппарат министерства оценивает результаты деятельности всех нижестоящих подразделений МВД по числу возбужденных и расследованных дел. Сокращение этих показателей рассматривается как свидетельство плохой работы соответствующего подразделения. В итоге независимо от наличия реальной вины такая логика поддерживает обвинительный уклон в отношении всех граждан, которые попали в поле зрения органов МВД и которые не могут защититься с помощью взяток или личных связей.

Однако непосредственным фактором, открывшим двери для силового давления на бизнес, безусловно, стало дело ЮКОСа — когда люди, сидевшие на средних и нижних этажах вертикали власти, посчитали, что им «тоже так можно». А поскольку подобное использование государственного аппарата принуждения в сугубо частных интересах не пресекалось, оно стало широко распространенным, несмотря на то, что такое поведение не только сокращало стимулы к инвестициям, но и подрывало авторитет высших уровней власти.

И здесь мы подходим к центральному пункту. Вертикаль власти, выстроенная в 2000-е годы, по нашему мнению, в значительной мере является мифом. Верхние этажи этой вертикали, опирающиеся в своих решениях применительно к силовым структурам на искаженную «палочную отчетность», реально не контролируют действия нижних и средних этажей. Фактически правоохранительная система сегодня «живет своей жизнью» — независимой от интересов общества и воли высших начальников. Соответственно главный вопрос заключается не в том, какие поправки надо внести в УК или закон «О полиции», а в том, как можно добиться восстановления управляемости системы и как подчинить ее общественным интересам?

К выработке рецептов

Первым шагом должно стать очищение системы от недобросовестных сотрудников, но не через очередную «переаттестацию», а через стандартные процедуры контроля за расходами и имуществом, а также за конфликтами интересов. При выявлении значительных несоответствий между расходами и доходами, а также при искажении данных в декларациях должно следовать автоматическое отстранение от должности. Этот процесс должен запускаться с верхних уровней. При этом уголовное преследование некритично. На данной стадии важнее обеспечить мирную замену в госаппарате должностных лиц, работающих не на государство, а на аффилированный бизнес, — с освобождением мест для тех, кто готов работать по новым правилам.

Второй шаг — привести в соответствие со здравым смыслом внутреннюю отчетность, на основе которой оценивается деятельность нижних уровней в системе МВД. Из числа «палочных» показателей нужно вывести все правонарушения в сфере экономики, а для оставшихся индикаторов сделать акцент на насильственные преступления (убийства, грабежи, изнасилования и др.). Именно в такой логике строилась система внутренней милицейской отчетности в СССР, и она понятна для общества, поскольку именно насильственные преступления представляют наибольшую угрозу для безопасности граждан.

Сокращение отчетности устранит мотивы к возбуждению фиктивных дел для обеспечения нужного числа «палок», но не ослабит стимулы к реальному давлению на бизнес со стороны недобросовестных правоохранителей. Поэтому нужен третий шаг — в виде полноценного раскрытия ведомственной статистики. Например, даже на совещании «Открытого правительства» под председательством Дмитрия Медведева (10.04.2012) не было четкого ответа на вопрос, сколько возбуждено уголовных дел против предпринимателей, сколько предпринимателей находится в тюрьмах. А на самом деле есть и другие вопросы: каковы суммы ущерба (и был ли вообще ущерб) по заведенным уголовным делам, каковы сроки уголовного наказания? Большая информационная открытость МВД поможет быстрее выявлять возможные злоупотребления, а также позволит включить экспертов и гражданские организации в конструктивный поиск решения тех проблем, с которыми сталкивается правоохранительная система.

Возможный четвертый шаг — внедрение элементов внутренней конкуренции с взаимным перекрестным контролем со стороны силовых структур, каждая из которых не свободна от коррупции. Так, отделение Следственного комитета от прокуратуры с обеих сторон привело к выявлению и устранению из системы наиболее нечистоплотных сотрудников. В этом контексте важной может стать роль уполномоченного по защите предпринимателей, которого следует рассматривать как чрезвычайный институт для «расчистки завалов» со своей собственной «целевой функцией» — иной, чем у МВД, прокуратуры или СК.

Пятый шаг касается методов осуществления реформы. Реальное реформирование системы МВД неизбежно будет идти методом проб и ошибок. Для минимизации издержек возможных неудачных решений целесообразно сделать ставку на проведение экспериментов. Такие эксперименты (с отработкой разных форм внутренней оценки результатов деятельности, разных механизмов взаимодействия с общественностью и т.д.) лучше проводить на базе более продвинутых территориальных подразделений МВД. Реализация вариантов реформы в локальных масштабах позволит быстрее оценить полученные результаты, а параллельный характер экспериментов поможет сравнить разные варианты реформирования — со свертыванием неудачных нововведений и с тиражированием тех новых механизмов, которые окажутся эффективными.

При этом важно осознавать, что конкретные решения, адекватные для российских условий, могут быть выработаны только в конструктивном и публичном диалоге всех заинтересованных сторон, включая бизнес, организации гражданского общества и добросовестных представителей самих правоохранительных структур.

Статья продолжает серию публикаций российских экспертов из Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА, www.arett.ru) о стратегических проблемах развития страны