Минкомсвязи подготовило проект закона, позволяющего абонентам сохранить свой сотовый номер при смене оператора. Ввести его в действие планируется в 2014 году. О внедрении подобной услуги, на Западе называемой MNP (Mobile Number Portability), поговаривали давно, необходимость ее запуска диктуется государственным курсом на поощрение конкуренции в отрасли связи.
Не секрет, что привязка к привычному номеру телефона является якорем, удерживающим абонента от смены оператора. Даже частному лицу оповестить всех друзей и знакомых о смене контакта очень хлопотно, а в некоторых случаях и невозможно, например, если вы деловой человек и раздаете визитки в большом количестве. Для корпоративного пользователя, номера которого растиражированы в разнообразных справочниках и на множестве сайтов, смена телефонных номеров может обернуться нешуточными потерями. Если до компании не сможет вовремя дозвониться потенциальный клиент, то выгода от более экономичного тарифа будет сведена на нет.
Впрочем, до недавних пор реализовать MNP было практически невозможно, этому мешала сама архитектура телефонных сетей. В те времена, когда пользователь крутил диск телефонного аппарата, тот передавал импульсы на АТС, где шаговый искатель поворачивал контактную пластину, соединяя нужные провода. Нужен выход на межгород — набирайте «8», и на восьмом щелчке ваш телефон окажется соединенным с междугородной АТС. Хотите позвонить в Питер — крутите «812», и послушные реле замкнут его на нужный междугородный кабель.
Ваш собеседник живет в Купчине — набор следующих трех цифр соединит вас с купчинской 173-й АТС, и уже последние четыре цифры довершат формирование длинной составной линии связи между вашим телефоном и абонентом. Система проста, логична и по-своему красива, напоминала иерархию почтовых адресов: «город — улица — дом — квартира». Сотовые сети изначально строились на цифровом оборудовании (его возможности намного более гибкие), но они были присоединены к телефонной сети общего пользования и должны были обеспечивать четкое соединение между проводным телефоном и мобильником. И «унести» с собой номер (включая федеральный код) к другому оператору было столь же невозможно, как надписать на конверте «Казань» и надеяться, что письмо попадет в Вологду.
Теперь по истечении довольно долгого времени телефонные сети почти повсеместно переведены на «цифру», а медные магистральные кабели заменены на оптоволокно. Но все равно суммарные затраты на модернизацию сетей, необходимую для внедрения MNP, оцениваются примерно в $400 млн. Вдобавок около $10 млн уйдет на создание базы «перебежчиков», на ее поддержание потребуется еще около $1 млн в год, впрочем, на общем фоне колосальных затрат это можно назвать копейками. Согласно законопроекту, разработанному в Минкомсвязи, для абонента смена сотовой компании должна быть бесплатной, все затраты лягут на операторов. Однако чудес на свете не бывает, и законов сохранения материи никто не отменял. Понятно, что в конечном итоге за это все равно заплатят абоненты, причем не только «перебежчики», а вообще все — понесенные сотовиками расходы так или иначе окажутся заложенными в тарифы. Впрочем, многие готовы заплатить чуть больше, получив взамен свободу от «мобильного рабства».
Как принятие этого закона скажется на операторском бизнесе? Затраты на модернизацию будут тем выше, чем масштабнее сеть, так что основная их тяжесть ляжет на компании «большой тройки» — «Вымпелком», МТС и «Мегафон». Вместе с тем доля абонентов, недовольных тарифами, обслуживанием или качеством связи, у всех основных операторов приблизительно одинакова. И отмена «крепостного права» приведет к тому, что абоненты будут переходить преимущественно от компаний с большой абонементской базой к тем, у кого она меньше.
Иначе говоря, в выигрыше окажутся Tele2 и объединенный «Ростелеком», которым за здорово живешь может достаться дополнительно, по разным оценкам, от 1 до 3% абонентов «большой тройки». В абсолютном выражении это составляет от 1,9 до 5,6 млн пользователей. Нельзя исключать, что извлечение из-под сукна давней идеи внедрения MNP является плодом трудов ростелекомовских лоббистов. «Связьинвест» и Роскомимущество являются основными владельцами компании, они имеют в сумме контрольный пакет, так что подобный «мягкий» патронаж со стороны государства, осуществленный под благовидным предлогом развития конкуренции и повышения качества услуг, нельзя считать совсем невероятным.
Комфорт для перебежчиков
Затраты на модернизацию будут тем выше, чем масштабнее сеть, так что основная их тяжесть ляжет на компании «большой тройки»
Наверх