Наверное, Центр стратегических разработок, подготовивший для «Комитета гражданских инициатив» Алексея Кудрина доклад об отношениях общества и власти, обрадовал своего заказчика. Считается, что демократия и ответственная бюджетная политика плохо совместимы. Действительно долговые проблемы Европы во многом объясняются действиями политиков, желавших выиграть очередные выборы и поэтому раздувавших социальные программы.
А в России, с ее уравнительными представлениями о справедливости, это противоречие должно быть еще острее. Отсюда стереотип — любые неуправляемые сверху выборы должны привести в российскую власть левых популистов, которые немедленно отменят итоги приватизации и реализуют экономическую программу Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Если в это верить, то призыв «Не раскачивайте лодку!» должен разделить любой здравомыслящий взрослый человек. Именно потому, что таких взрослых в стране — меньшинство.
Но как раз ситуацию «массового политического взросления населения» обнаружили в России авторы доклада во главе с президентом ЦСР Михаилом Дмитриевым. Доклад основан на изучении позиций представителей самых разных социальных групп — не только «рассерженного» столичного среднего класса, но и людей со средними образованием, рабочих из небольших городов. Картина получилась далекой от пропагандистских штампов. Массовый избиратель не хочет революции, но и от нынешней власти устал. К тотальной приватизации большинство относится скептически, но при этом сюжет «Вернуть фабрики народу!» если и существует, то на втором плане. Зато точек соприкосновения между средним классом и менее обеспеченными слоями больше, чем можно было думать. Люди хотят не столько абстрактной «борьбы с коррупцией», сколько честного суда, качественного образования и здравоохранения, личной безопасности. При этом опрошенные понимают, что раздачей денег эти проблемы не решить, нужны работающие институты. Противопоставление Москвы и «простых людей» из провинции не очень-то работает.
Авторы доклада делают вывод о возможности в России достаточно массовой правоцентристской партии, которая может и реформами заниматься, и на социальные запросы общества отвечать. А главное — сложиться она может естественным путем, а не по команде сверху. Кажется, что шансов на это ничтожно мало. Препятствий полно, вспомнить хотя бы, как российские политические лидеры, едва их начинают узнавать в лицо, теряют способность о чем-либо договариваться. Но подумать о контурах экономической программы, в которой идеи частной собственности и социальной справедливости не сражаются друг с другом, стоит. Либеральные экономисты с гайдаровских времен привыкли работать на власть. Подразумевалось, что народ рыночных ценностей все равно не поймет, а верховное начальство скрепя сердце место в правительстве даст, особенно если низкие нефтяные цены прижимают. Чтобы провести правильные реформы сверху, нужна политическая крыша, да и вертикаль власти тоже пригодилась — можно вспомнить первый срок Владимира Путина.
В итоге отдельные условно либеральные проявления экономической политики вроде монетизации льгот или реформы образования стали восприниматься как инициативы каких-то богатых, равнодушных и оторванных от жизни людей. Возможно, стоит начать с обществом диалог о тех реформах, которые ему реально нужны. Например, если большинству не нравится плоский подоходный налог, то, может быть, стоит ввести прогрессивную шкалу. Страны, в которых она действует, отнюдь не считаются изгоями. Зато партии, которая уже не воспринималась бы как голос явного меньшинства, легче было бы защищать принципы свободы слова или реальной независимости судов.
Взрослые люди
Возможно, стоит начать с обществом диалог о тех реформах, которые ему реально нужны
Наверх