15631
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
16965
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
9329
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
2962
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
5892
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5096
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3173
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2343
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
8771
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
7342
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
5576
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6127
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4110
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3147
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2544
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2491
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3070
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2277
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2309
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3597
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3147
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2337
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2035
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3471
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3404
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2290
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2323
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2635
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2493
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2333
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2505
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4462
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3243
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
2963
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2511
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
00:05 24/04/2012 Томас Родэм 0 45

Как ответить за грехи предков

Об ответственности страны за исторические преступления рассуждают так, будто мы участвуем в судебном процессе, в ходе которого рассматривается уголовное дело

Тимофей Яржомбек

Допустим, ваша страна совершила нечто ужасное. Может быть, недавно, а может быть, очень давно, когда вы и даже ваши родители еще не появились на свет. Что вы чувствуете по этому поводу? Должно ли правительство как-то загладить историческую вину? Например, извиниться или даже выплатить жертвам компенсации? Интуитивно многие склоняются именно к такому мнению, хотя природа возникновения подобных обязательств не вполне ясна.

Обычно об ответственности страны за исторические преступления рассуждают так, будто мы участвуем в судебном процессе, в ходе которого рассматривается уголовное дело. Ответчики могут быть представлены в двух ипостасях. Это может быть либо существующее ныне государство, которое, на взгляд судей, является тем же самым государством, которое совершило преступление. Либо это может быть народ, все граждане обвиняемой страны, которые признаются ответственными за действия своего правительства. Оба подхода имеют очевидные проблемы.

Если ответственным признается государство, то мы вынуждены предположить, что страна, как человек, имеет некую уникальную идентичность в течение всей своей (возможно, очень долгой) жизни. Согласно этому подходу, несмотря на то, что все люди, жившие в тот момент, когда совершалось преступление, например, в эпоху колониальных захватов, уже умерли, главное действующее лицо — государство, осуществившее колониальную экспансию, — остается тем же самым.

Справедливо ли это? Не говоря уже о том, что человек меняется с годами, причем иногда весьма значительно, главный недостаток такого подхода в том, что страны более схожи с корпорациями, с компаниями, нежели с людьми.

Страну, как и компанию, определяют не люди, а слова — ее имя и ее конституция. Это означает, что страна может быть создана или уничтожена росчерком пера. Когда историки называют страну, совершившую в былые годы какие-либо ужасные злодеяния, мы сталкиваемся с серьезной проблемой — с какой из ныне существующих стран ее идентифицировать? Действительно ли Федеративная Республика Германия это та же самая страна, которая устроила холокост и превратила Европу в кровавую баню?

***

Второй вариант — коллективная ответственность народа за грехи правительства — предполагает, что в конечном итоге во всех совершенных преступлениях виноваты именно жители данного государства. Да, не все могли быть согласны с действиями властей и даже не все, может быть, понимали, что эти власти делали. Тем не менее страна действовала от имени своих жителей, а те в свою очередь эти действия поддерживали, хотя бы собственным молчанием.

В демократических странах идея коллективной ответственности формализована. Мы все согласны, что решения, принимаемые демократически избранным правительством, отражают нашу коллективную волю, хотя наши личные политические предпочтения могут быть совсем иными. Поэтому когда демократическая страна начинает войну, все ее граждане являются в широком смысле авторами данного деяния.

Но и гражданам недемократических государств (а это большинство стран на протяжении большей части истории человечества), если их обвиняют в коллективной ответственности за злодеяния авторитарных властей, приходится доказывать свою невиновность, доказывать, что они делали все возможное, чтобы не допустить зла, например, выступали с протестами или участвовали в движении сопротивления.

У концепции «виновного народа» есть очевидные недостатки. Например, в современной Турции проживает небольшое число армян. Должны ли и они, как граждане Турции, нести ответственность за геноцид армян, в котором обвиняется их страна? Или другой пример. В последние 50 лет многие страны столкнулись с невиданным масштабом миграции. В современной Англии проживают более миллиона выходцев из Индии — бывшей британской колонии. Должны ли и эти граждане Великобритании извиняться за злодеяния, совершенные британскими империалистами в Индии и других колониях бывшей империи?

Можно пойти другим путем: предъявить обвинения не всем нынешним гражданам страны, а лишь потомкам тех, кто участвовал в создании одиозных режимов вроде гитлеровской Германии. Однако, пытаясь их найти, мы быстро обнаружим, что многие из них разъехались по всему миру. К тому же предъявление подобных обвинений к целому народу по принципу «кровной» ответственности считается в современном обществе неприличным. Например, никто не будет в здравом уме винить в смерти Христа всех ныне живущих евреев.

***

Таким образом, суд истории, устраиваемый по модели уголовного процесса, когда страна и ее граждане отправляются на скамью подсудимых за преступления минувших дней, оказывается совершенно неработоспособным механизмом.

И все же мы интуитивно чувствуем, что несем ответственность за грехи предков. Как быть с этим чувством? Я думаю, что мы должны отказаться от концепции вины, от идеи предъявления обвинений, от поиска личности обвиняемого и выстраивания цепочки доказательств, связывающей его с преступлением.

Вместо этого я предлагаю рассматривать любую страну как нечто, что существует лишь в нашем представлении. У этой воображаемой нами страны, гражданами которой мы себя ощущаем, есть честь, которую мы стремимся оберегать. У нее есть история, которую мы воспринимаем, как историю своего общества, своего народа. В этой истории могут встречаться «плохие» моменты. Однако проблему для нас создают не собственно злодеяния предков, а те моральные ценности, которые этими злодеяниями декларируются. Поэтому мы не просто пассивно наследуем «вину» предков, мы активно выражаем свое отношение к тому, что они делали. И это происходит в настоящее время, а не в прошедшем.

Концепция национальной чести (а не национальной вины), как мне представляется, намного точнее объясняет наше интуитивное чувство ответственности за исторические преступления государства, частью которого мы являемся. Проблема исторической преемственности в этом случае решается сама собой, потому что мы сами определяем, что считать частью свой истории, а что нет.

Нет необходимости разыскивать виновных в деяниях предков, если мы сами раскаиваемся в содеянном ними. Например, Канада, без сомнения, одно из наименее кровожадных государств в мире, в течение более 150 лет проводила политику ассимиляции аборигенов под лозунгами «вытравим индейца из индейцев», «сделаем из индейцев современных людей», для чего по всей стране была открыта система школ. Во многих отношениях, по стандартам своего времени, это была политика, вдохновляемая самыми гуманными побуждениями. Но сегодняшние канадцы воспринимают эту политику как национальный позор, как вину, которую надо искупить. Эта политика не соответствует представлениям канадцев о том, какой должна быть их страна.

***

Предлагаемая концепция национальной чести позволяет объяснить, почему некоторые государства отказываются отвечать за преступления минувших дней, хотя доказательств их вины предостаточно. Например, Турция и Япония не признают факты геноцида, несмотря на бесчисленные свидетельства современников и полное согласие профессиональных историков в оценке этих событий. Так происходит потому, что в представлении этих стран о собственной истории просто нет места для подобных бесчестных действий, поэтому все неудобные факты оказываются вычеркнуты из памяти.

Конечно, на этом же примере хорошо видно, что модель ответственности за исторические преступления, построенная на представлениях людей о чести страны, имеет изъян — людям легче забыть о бесчестье, чем признать нелицеприятные факты. Однако здесь проявляется и сильная сторона предлагаемого подхода, поскольку он позволяет понять, почему эти страны так себя ведут и как на них можно воздействовать. Ведь истинную честь нельзя купить, нельзя добыть обманом. Самообман может стать частью национального характера, но он лишь камуфлирует моральные проблемы страны до тех пор, пока уже не будет слишком поздно.

Да, одного чувства чести недостаточно, чтобы установить справедливость. Но предлагаемая концепция помогает понять, почему нас должно беспокоить то, что наши правительства творили на протяжении минувших столетий. Правда, к сожалению, она не объясняет, что нам с этим беспокойством делать. Какие бухгалтерские методы мы должны использовать, чтобы подсчитать ущерб, нанесенный Англией бывшим колониям, и надо ли вычесть из полученной суммы стоимость выгод, которые колонии получили за время британского господства?

Концепция национальной чести не дает никакого ответа на многие существенные вопросы ответственности государств за исторические преступления. Она лишь подчеркивает, насколько важны символические акты признания исторической правды и проявление межгосударственного уважения, как это произошло, например, недавно в случае с признанием Россией сталинской расправы над польскими офицерами в Катыни.

Оригинал статьи на английском языке опубликован в канадском журнале Arts & Opinion.