За последние 20 лет нефтегазовое богатство России несколько раз играло с ней злые шутки. Падение цен на нефть в 1998-м бросило страну в глубокий кризис. В результате невиданного роста этих же цен в первом десятилетии XXI века сегодня вся страна переживает из-за того, что «сидит на нефтяной игле». Эти колебания цен из стороны в сторону, а вместе с ними и экономической ситуации в целом — типичная ситуация для экономик, богатых природными ресурсами.
Провальная политика
Что может противопоставить этим колебаниям государственная экономическая политика? Очевидно, что закрытие скважин и прекращение продажи ресурсов за рубеж — не самый разумный выход. Но для того, чтобы колебания цен не раскачивали экономику, необходимо сделать последнюю менее восприимчивой к ним. Необходимо «утяжелить» российский экспорт более «стабильными» товарами. Исторически именно стабильный рост цен на продукцию обрабатывающей промышленности противопоставляется нестабильности цен на сырье. Напрашивается очевидный вывод: правильная экономическая политика должна создавать условия для увеличения экспорта продукции обрабатывающей промышленности. Именно этот экспорт и должен стать «подушкой безопасности» российской экономики и частично изолировать ее от колебаний стоимости ее природных богатств.
К сожалению, экономическая политика последних десяти лет не преуспела в этом отношении. Структура российского экспорта в 2010 году является точной копией структуры 2000 года. То есть, несмотря на приток в страну небывалых объемов денег, проблема не только не была решена, но даже и не начала решаться. Несмотря на масштабные государственные инвестиции в те госкомпании, целями которых среди прочего являются «обеспечение и поддержка на внутреннем и внешнем рынке российских организаций — разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции», положительных изменений в структуре экспорта не произошло. В чем причина провала такой политики? И можно ли только инвестициями решить данную проблему?
Премия за экспорт
Экономическая наука за последние десять лет проделала значительный путь в области изучения международной торговли. Долгое время единственными данными, доступными для исследователей, были данные об экспорте стран. Было известно, какой товар, куда и в каких объемах экспортирует каждая страна. Изучая эти товаропотоки, исследователи строили модели и выясняли, как экономическая политика разных государств влияет на объем их экспорта. Лишь в конце 1990-х годов для исследователей в ряде стран стали доступны данные об экспорте отдельных компаний. Изучение этих данных позволило выявить очень важные закономерности поведения фирм-экспортеров, о которых ранее можно было только догадываться.
Во-первых, было показано, что фирм-экспортеров немного. В развитых странах — около 15–17% от общего числа компаний. Во-вторых, в каждой отрасли есть фирмы экспортирующие и фирмы неэкспортирующие. Отраслей, в которых бы экспортировали все фирмы, практически нет. В-третьих, фирмы-экспортеры — «лучше», чем неэкспортеры: они крупнее, более производительны, больше инвестируют, платят более высокие зарплаты. В среднем фирма-экспортер почти в два раза больше неэкспортирующей фирмы в той же отрасли. Эта закономерность получила название «премия за экспорт». В-четвертых, хотя эти фирмы и называются экспортерами, основной рынок сбыта их продукции — отечественный. В среднем фирмы-экспортеры продают за рубеж только 10% своей продукции. Оставшиеся 90% покупает отечественный потребитель.
Важные результаты были получены и при анализе последствий торговой либерализации. Выяснилось, что снижение страной торговых барьеров приводит к перераспределению долей отечественного рынка от неэкспортеров к экспортерам. То есть в рамках одной и той же отрасли фирмы-экспортеры увеличивают выпуск продукции, а фирмы-неэкспортеры снижают или вообще уходят с рынка.
Также выяснилось, что рост экспорта страны в целом в меньшей степени обеспечивается ростом экспорта уже существующих фирм-экспортеров, а в большей — выходом на зарубежные рынки новых фирм.
Если ограничиться рассмотрением только экспортирующих фирм, то внутри этой группы тоже есть важные закономерности и различия. Подавляющее большинство экспортеров продает свою продукцию на одном-двух зарубежных рынках. Лишь несколько десятков фирм в развитых странах обслуживают 50 и более зарубежных рынков. И чем более производительна фирма-экспортер, тем большее число зарубежных рынков в среднем она обслуживает.
Все указанные факты согласуются с тем, что стать экспортером непросто. Лишь самые производительные компании могут продавать продукцию за рубеж. Выход на новый зарубежный рынок также сопряжен с издержками — лишь «самые-самые» присутствуют сразу на большом числе рынков. Но чем больше таких фирм в экономике, тем больше выигрывает и отечественный потребитель, так как основной рынок сбыта их продукции — домашний.
Невозмещенный НДС
Все указанные закономерности выполняются и в нашей экономике. Различия лишь в их параметрах. Так, в России только 8% фирм являются экспортерами. Российские экспортеры в среднем на 150% крупнее, чем неэкспортирующие фирмы той же отрасли. Лишь единицы российских экспортеров обслуживают 50 и более зарубежных рынков. И вклад новых экспортеров в российский экспорт меньше, чем существующих.
Все эти различия в параметрах хорошо согласуются с тем обстоятельством, что стать экспортером в России тяжелее, чем в других странах.
Исследователи сегодня пытаются выяснить, из чего складываются издержки выхода на внешние рынки и что вносит в них основной вклад. Это знание поможет определить, какие меры необходимы, чтобы экспортеров становилось больше и возрастал средний уровень производительности фирм.
Аналогичное исследование ЦЭФИР/РЭШ при поддержке Академии народного хозяйства запустил и в России. Пока рано говорить обо всех его результатах, но уже на первых этапах — в рамках фокус-групп, проведенных с экспортерами из обрабатывающей промышленности в ряде регионов РФ, — была указана одна из наиболее важных причин, препятствующих выходу российских фирм на внешние рынки.
Причина в том, что российские налоговые органы не хотят возвращать экспортерам, особенно новым, положенный им по закону НДС, который те уплатили на товары и услуги, использованные при производстве экспортного товара. В разных странах налоги взимаются по-разному. Но чтобы уравнять в условиях работы компании, работающие на зарубежных рынках, широко практикуется возмещение НДС фирмам-экспортерам. Если же НДС не возвращать, то фирма окажется в худших условиях, чем ее конкурент из другой страны, которому НДС возмещают.
Возврат НДС экспортерам способствует развитию лже-экспорта — когда нечистоплотный предприниматель либо завышает стоимость экспортируемого товара, либо вообще экспортирует только «на бумаге», а затем получает от государства НДС на «вывезенные» им товары. Таким образом, появляется возможность воровать деньги из бюджета. К сожалению, в России, где правоохранительные и таможенные органы оказались не способны решить проблему с лже-экспортом, было принято очень простое, но очень немудрое решение — не возвращать НДС всем новым, не зарекомендовавшим себя экспортерам. Точнее, отказывать им в этом праве при первичном обращении, вынуждая их идти в суд и отстаивать то, что положено им по закону. Не все готовы судиться с налоговыми органами, так что в суд идут не все. А некоторые из тех, кто пошел, часто потом жалеют об этом — налоговые инспекции очень не любят, когда даже по судебному решению их заставляют возвращать деньги, собранные ими в бюджет. В результате последующие контакты победителей с налоговым инспектором порой завершаются не в пользу первых.
Приняв непродуманное решение, власть поставила российских экспортеров в очень невыгодное положение по сравнению с их конкурентами на зарубежных рынках. И что очень важно, этой мерой она не только понизила доходность экспортеров от продаж на внешних рынках, но и увеличила издержки становления фирм-экспортеров, сделав абсолютно неэффективными другие меры развития российского экспорта в обрабатывающей промышленности.
Можно сколько угодно вливать деньги в «Роснано», «Ростехнологии» и другие государственные монстры. Но весь этот поток денег все равно не приведет к появлению новых экспортирующих фирм, на пути которых к зарубежному рынку стоит налоговый инспектор.
Статья продолжает серию публикаций российских экспертов из Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА, www.arett.ru) о стратегических проблемах развития страны