В последние несколько лет проблема административных барьеров для бизнеса, в том числе в сфере строительства, стала активно обсуждаться на уровне руководства страны. На XIX съезде РСПП председатель правительства РФ Владимир Путин обозначил стратегическую цель улучшения инвестиционного климата — попасть в двадцатку лучших стран по условиям инвестиционного климата.
Время и деньги
В настоящее время, по данным межстранового исследования Всемирного банка и международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса», по уровню административных барьеров в строительстве Россия занимает 178-е место среди 183 стран. Однако в данном исследовании сравнивается ситуация в столицах разных стран, а административные барьеры — это проблема не только Москвы, но и многих других российских городов, что следует из недавно опубликованных российских исследований.
В 2011 году Национальным объединением строителей и Институтом экономики города был проведен мониторинг и оценка уровня административных барьеров в жилищном строительстве в 43 городах России. Оказалось, что при строительстве многоквартирного дома застройщикам в среднем необходимо пройти 100 административных процедур, потратив на это порядка трех лет и 25 млн руб., включая затраты на подключение к коммунальным сетям. При этом такие расходы составляют в среднем 10% от стоимости строительного проекта, а в некоторых городах достигают 30% стоимости.
Самыми дорогими для застройщиков являются процедуры, связанные с подключением к коммунальным сетям, на прохождение которых требуется потратить более 80% всех расходов на преодоление административных барьеров (заметим, что учитывались только официальные платежи). А самыми длительными являются административные процедуры, которые застройщики проходят на этапе проектирования и строительства, — в среднем 265 и 296 дней соответственно.
Из всего списка 180 выявленных в городах процедур лишь треть применяется в практике регулирования жилищного строительства в большинстве (80–100%) обследованных городов, а более 40% встречаются редко и крайне редко (менее чем в 40% обследованных городов). Это говорит о значительных различиях в политике регулирования сектора жилищного строительства в различных городах.
Аналогичные результаты показывает исследование, проведенное НИУ ВШЭ в 16 городах России. В среднем затраты на подключение типового многоквартирного дома к сетям инженерно-технического обеспечения составляют более 30 млн руб. Временные издержки получения государственных и муниципальных услуг, необходимых при строительстве многоквартирного дома, и подключение к сетям составляют в среднем 657 дней (без учета процедур, которые не связаны с оказанием государственных и муниципальных услуг).
Процедуры: необходимые и избыточные
Все эти исследования указывают на то, что административные барьеры в строительстве являются серьезной проблемой для страны. Ограничивая конкуренцию и снижая эффективность инвестиционно-строительного сектора, они приводят к значительным потерям общества и государства, в том числе к ограничению роста уровня жизни населения, ухудшению делового климата в стране и целому комплексу других социально-экономических проблем.
Однако нельзя сказать, что все такие процедуры являются излишними и их необходимо отменить. Многие из них обусловлены необходимостью контроля со стороны государства за соблюдением требований по безопасности строительства и публичных интересов при формировании застройки. Избыточные административные барьеры возникают тогда, когда регулирующие и контролирующие инстанции, призванные защищать публичные интересы на рынке строительства, стремятся наращивать собственное влияние и участие в обороте рынка, зачастую необоснованно. Поэтому цель государственной политики должна состоять в снижении излишних, необоснованных административных барьеров, повышении эффективности и прозрачности регулирования и контроля в строительстве.
Согласно данным Всемирного банка, лидерами рейтинга «Ведения бизнеса» в строительстве являются небольшие страны — Гонконг, Новая Зеландия, Сингапур, Саудовская Аравия, для которых простота прохождения строительных согласований является важной целью в рамках политики обеспечения притока зарубежного капитала. А также имеется возможность осуществлять контроль за строительством без чрезмерного раздувания бюрократического аппарата и усложнения его структуры.
Большая часть стран с развитой экономикой занимают места с 20-го по 50-е. И по абсолютным значениям показателей они существенно отстают от лидеров из-за сложности и неоднородности строительных рынков, требующих большего регулирования по сравнению с островными государствами. Так, например, система регулирования строительства в США (17-е место в рейтинге «Ведения бизнеса») основана на максимальном делегировании полномочий на муниципальный уровень. Что по методологии рейтинга «Ведения бизнеса» выражается в большом количестве процедур, которые, правда, не требует много времени и средств от застройщика.
Барьеры федеральные, региональные, муниципальные
В целях ликвидации административных барьеров в строительстве и развития конкуренции на строительном рынке распоряжением правительства РФ от 15 июня 2010 года №982-р был утвержден план мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере градостроительной деятельности. Планом была предусмотрена разработка в 2010–2011 годах соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе 14 законопроектов, восемь проектов актов правительства РФ, семь ведомственных актов, а также представление шести докладов в правительство РФ.
Анализ мероприятий плана свидетельствует о правильном выборе «болевых точек», но недостаточно высоком качестве «лечения». Из 32 пунктов плана качественно выполненными можно признать лишь пять, по 24 пунктам разработаны проекты документов, но они нуждаются в доработке (из них по десяти пунктам — в кардинальной переработке).
Результаты мониторинга показали, что только около 50 процедур регламентировано федеральными законами. Все остальные процедуры регламентируются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными актами, которые, возможно, и не всегда соответствуют федеральным нормам. Отметим, что время прохождения процедур, установленных на федеральном уровне, на практике в среднем составляет порядка одного года, а два года из трех приходится на преодоление местных и региональных барьеров.
Таким образом, основной потенциал снижения административного бремени застройщиков находится на местном уровне. Реализация такого потенциала существенно зависит от действий местных властей, бизнеса и общества. Но для этого требуется их совместная заинтересованность в данном процессе. Однако далеко не всегда цели этих трех сторон совпадают: власть хочет контролировать бизнес, бизнес хочет получить прибыль, а население хочет получить доступное жилье. Практика показывает, что наблюдаемое равновесие интересов всех сторон далеко от идеала.
Предложенная Владимиром Путиным цель войти в двадцатку лучших стран по условиям инвестиционного климата в части строительства, на наш взгляд, является чересчур амбициозной, поскольку требует существенного ослабления контроля за строительной деятельностью и чрезмерного упрощения процедур (чего не наблюдается в странах с развитой экономикой). Вместе с тем существенное сокращение необоснованных административных барьеров возможно только при условии сокращения участия власти в рыночных отношениях путем закулисного распределения «прав доступа» на локальные рынки жилищного строительства.
Более реалистичной, на наш взгляд, является задача вхождения России в список 50 лучших стран по показателю «получение разрешений на строительство», что соответствует уровню большинства европейских государств. Для успешного решения данной задачи следует не только эффективно реализовать все мероприятия, намеченные в распоряжении правительства РФ №982-р, но и гармонизировать региональное и местное законодательство, повысить уровень информационной открытости и осуществлять активный переход на электронный документооборот при взаимодействии с участниками строительного рынка.
Статья продолжает серию публикаций российских экспертов из Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА, www.arett.ru) о стратегических проблемах развития страны.
Строительство: бег с препятствиями
Административные барьеры в строительстве являются серьезной проблемой для страны
Наверх