Некоторые критики обвиняют нас в спешке. Действительно, сроки сжатые, но есть определенные аппаратные правила, которые нам не подвластны. К тому же концепцию согласовали во всех регионах, принципиальных замечаний больше нет.
Изначально в создании концепции приняли участие три рабочие группы. Первая занималась различными правовыми, организационными и финансовыми вопросами системы поддержки одаренных. Вторая занималась стратегией работы с одаренными детьми в общеобразовательных школах, третья — развитием спецшкол, гимназий, специализированных учебно-научных центров (СУНЦ) при университетах. Как раз итогом ее работы во многом и стал Колмогоровский проект.
Поэтому нельзя сказать, что в нашей концепции не предусмотрены спецшколы, как об этом заявляли наши критики. Напротив, мы прописали и необходимость повышенного норматива финансирования для таких особых школ. Однако здесь есть много вопросов, которые нужно решать, чтобы сеть спецшкол и дальше продолжала успешно работать с одаренными. К примеру, в таких школах есть отбор детей, но он нормативно не закреплен в законодательстве, т.е. он фактически вне закона. Не вызывает сомнений, что следует использовать опыт лучших школ: у них есть свой уклад, свои наработки, слаженно работающие педагогические коллективы. Такие школы – это точки роста для нашего проекта.
В любом случае сейчас у нас уже нет разногласий с авторами Колмогоровского проекта. Однако стоит уточнить, что данный проект исключительно локальный. Он нацелен на поддержку математически одаренных детей и тех, кто проявляет себя в естественных науках. А утверждаемый проект общий, он касается всех проявлений таланта. Впоследствии он станет госпрограммой. Поэтому спор о том, чей проект лучше, некорректный. С предложением начать с поддержки только юных математиков или химиков не согласится прежде всего общество. К примеру, есть музыкальные школы и они, возможно, еще больше, нежели матшколы, нуждаются в поддержке. Да и ценность, и известность наших юных пианистов ничуть не меньше, чем юных математиков.
Не менее важно поддержать, вдохнуть новую жизнь в систему дополнительного образования. К примеру, в концепции поддержки талантливых детей говорится, что следует приравнять педагогов допобразования к школьным учителям, довести их зарплаты до школьного уровня. У нас огромная страна, и следует развивать дистанционное образование, олимпиадное движение. Для развития одаренности нам нужны не только предметные олимпиады, но и метапредметные, а также конкурсы по конструированию и моделированию.
Остается еще спор о терминологии. Ученые спорят о том, как называть этот феномен: одаренный ребенок или талантливый, способный или мотивированный. Единства здесь нет, но надо уже двигаться дальше.
«С предложением поддерживать только юных математиков не согласится общество»
Утверждаемый проект поддержки талантливых детей впоследствии станет госпрограммой
Наверх