Удивительно, но главное из недавних событий на телекоммуникационном рынке осталось практически незамеченным аналитиками, подводящими итоги прошедшего года. Это услуга домашнего видеонаблюдения, одновременно, буквально день в день запущенная «Мегафоном» и «Горкомом».
Обе компании воспользовались решениями российских поставщиков — «Вьюги» и «Вивотела» соответственно. Идея проста: благодаря установленным дома видеокамерам абонент получает возможность наблюдать, что происходит там во время его отсутствия. Для просмотра необходим скоростной доступ в интернет и любое устройство, подключенное к нему. В век смартфонов и планшетников, понятно, что услугой можно воспользоваться практически в любой точке цивилизованного мира. Речь идет не только и не столько об охранном наблюдении. Реальные нужды живых людей намного разнообразнее: проследить, что нанятая няня не обижает детей, а домработница не шарит по ящикам; проконтролировать, что ребенок вовремя сел готовить уроки, убедиться, что с оставшимися дома престарелыми родителями все в порядке.
Сама по себе идея не нова: еще несколько лет назад компания «Инфолайн» (торговая марка «Смайл») стала взимать абонентскую плату за пропуск трафика с установленных дома IP-камер. Сколько-нибудь заметным спросом, впрочем, эта услуга не пользовалась: понятно, что человек, находящийся на работе или на отдыхе, физически не имеет возможности пялиться в монитор безотрывно. Следовательно, наверняка не сможет вовремя отреагировать на события, ради фиксации которых приобретать такую услугу и имеет смысл.
Свято место пусто не бывает. Если набрать в поисковике слово «видеонаблюдение», появится множество предложений от мелких фирм, каждая из которых предлагает установить дома камеры и видеорегистратор, сохраняющий отснятые записи и обеспечивающий для владельца удаленный доступ из интернета по каналу стороннего провайдера. Но есть две проблемы. Во-первых, минимальная цена составляет с учетом стоимости камер, регистратора и работ 15–20 тыс. руб. А во-вторых, сам по себе видеорегистратор, расположенный в квартире, является наиболее уязвимой частью системы. Видеозапись может быть унесена квартирными ворами вместе с устройством, сгореть при пожаре или быть испорченной при протечке от соседей сверху. А ведь содержание этой записи может очень сильно повлиять на сумму выплат от страховой компании. Наконец, технически продвинутый старшеклассник может просто стереть запись вечеринки, устроенной в отсутствие родителей. В предлагаемых недорогих моделях видеорегистраторов запись ведется на единственный жесткий диск, без какого-то резервного копирования, так что в случае его безвременной кончины драгоценные записи будут потеряны.
Операторский сервис лишен этих недостатков: видеоархив хранится на сервере, расположенном в удаленном датацентре, так что ни злоумышленники, ни затопления ему не страшны, а на случай краха жесткого диска предусмотрено резервное копирование. Что до расценок, то, например, у «Горкома» минимальный стартовый платеж составляет 2,5 тыс. руб., включая стоимость одной IP-видеокамеры, а минимальная абонплата — 250 руб. в месяц вместе со стоимостью канала. У «Мегафона» инсталляционного платежа не предусмотрено, а абонплата начинается от 180 руб. в месяц, но за интернет-канал придется заплатить отдельно, да и камеру покупать самостоятельно за отдельные деньги. При этом у обоих операторов доступен такой дополнительный сервис, как SMS-оповещение о движении в кадре, что позволяет использовать услугу в качестве полноценного инструмента обеспечения безопасности жилища.
Поскольку предлагаемые ранее схожие услуги были значительно дороже, их покупателями были компании, например, устанавливалось наблюдение за торговыми залами магазинов или видеоконтроль за действиями кассира. Чтобы то же самое стало доступным потребителю, потребовалось дождаться, пока достаточно дешевыми станут и камеры, фиксирующие картинку, и каналы связи, и дисковое пространство, необходимое для хранения архива записей.
Сейчас речь идет о принципиально новом рынке, крайне интересном для операторов связи, ведь услуга скоростного доступа в интернет, последние годы являвшаяся главным локомотивом развития отрасли, уже вышла на стадию насыщения. Есть сведения, что аналогичные сервисы готовятся к запуску «ЭР-Телекомом» и МТС, так что в ближайшее время нас ожидает немало интересного.
Тотальный контроль на телефоне
Речь идет о принципиально новом рынке, крайне интересном для операторов связи
Наверх