В США для привлечения туристов жители каждого городка стремятся доказать уникальность своего поселения. И хотя очевидно, что США не является страной, которая может похвастаться уникальным культурным наследием, энергичные янки сумели максимально «раскрутить» свои достаточно скромные по мировым меркам исторические памятники. В итоге, как это ни печально звучит, для невежественного туриста Россия может показаться страной с более бедным прошлым, чем США.
Секрет этого достижения американцев достаточно прост. Они стремятся найти (а иногда даже выдумать) «неповторимость» любого самого захудалого поселения. То есть, как говорят здесь, придумать ему бренд.
В Калифорнии и Аризоне коньком для привлечения туристов стала история покорения Дикого Запада. Внешне бывшие городки переселенцев выглядят почти так же, как в ХIХ веке, а по их улицам разъезжают тарантасы. Местные рестораны специализируются на ковбойской еде, а антикварные магазины продают утварь и одежду позапрошлого века. Каждое такое поселение обязательно имеет свою изюминку. Так, в одном населенном пункте продается старинный, сделанный по рецепту одного из его основателей сидр, в другом — «уникальные» ковбойские шляпы.
Порой способы заманивания туристов достаточно необычны.
Жители аризонского поселка Оейтмен до 30-х годов прошлого века работали на шахте по добыче золота. Породу золотодобытчики вывозили на ослах. Увы, драгоценный металл иссяк, одичавшие ослы поселились в окрестных лесах, а поселение, казалось, ждала неминуемая гибель. Однако оейтменцы нашли неожиданный выход. Каждый день они стали проводить театрализованное шоу — перестрелку между ковбоями. Не забыты оказались и ослы. В магазинчиках города стали продавать морковку, которую охотно покупали для подкармливания животных туристы. Дороги к своему городку местные жители решили не ремонтировать, чтобы приезжие «могли окунуться в настоящее прошлое». Задумка оказалась успешной, и поселок превратился в популярный туристический центр, упоминаемый во всех путеводителях по США как «город, который не захотел умирать».
В расположенной неподалеку от Лос-Анджелеса деревушке Солванг на каждом шагу встречаются датские кофейни и ресторанчики. Увлечение страной Андерсена объясняется просто: в начале прошлого века это поселение основали переселенцы из Дании. И хотя сегодня по-датски говорит лишь около 20% солвангцев, местные жители бережно хранят и даже выпячивают свою «самость». Они, например, решили строить новые дома только в датском стиле и для этого специально пригласили архитектора из Копенгагена.
На способы прославления своей малой родины влияет и американская ментальность. Так, миллионер из городка Лейк-Хавасу-Сити в 1968 году купил за 2,5 млн долл. лондонский мост ХIХ века и по частям перевез его в родной город. Примечательно, что нувориш думал, будто приобрел сам Тауэрский мост. Однако невежество бизнесмена не помешало успеху его начинания. Сегодня лондонский мост стал вторым по популярности (после Гранд-Каньона) туристическим объектом в Аризоне.
Спору нет, такой подход попахивает китчем и не в последнюю очередь объясняется чисто коммерческой выгодой. Однако у него есть и очевидные преимущества: американцы бережно хранят любой объект старины, а желание доказать уникальность своего города порождает отнюдь не показной местный патриотизм.
Сегодня в России некоторые маленькие города тоже пытаются создать свою визитную карточку. Наиболее раскрученные и хрестоматийные примеры, конечно, Суздаль и Ростов Великий. Однако это скорее исключения из правил. В реальности бренд создается лишь в городах уникальных даже по российским меркам. Между тем если бы мы подходили к своей истории с тем же энтузиазмом, что и американцы, то показать свои богатейшие традиции и своеобразие мог бы практически любой самый захолустный город России.
Так, например, жители города Касимов Рязанской области с не меньшим успехом, чем калифорнийские датчане, могли бы использовать причуды своей истории. В 1452 году великий князь Московский Василий II Темный пожаловал это поселение татарскому хану Касиму. Так в в мещерских лесах возникла просуществовавшее до конца XVII века татарское «касимовское царство». Жители расположенного в Калужской области Боровска могли бы сделать своим брендом тот факт, что их город был центром старообрядчества и именно здесь была убита боярыня Морозова. Примеры можно приводить до бесконечности.
Увы, российские провинции даже как будто стыдятся своей истории. Во многих городках, когда появляются деньги, строят красивые современные здания, никак не связанные с историей города. В результате даже в старинном и красивейшем городе Боровске я был вынужден жить в гостиничном номере, на обоях которого были изображены пальмы, и питаться так называемой мексиканской едой (поскольку местный ресторатор решил, что такая пища — это круто!).
История по-американски
Увы, российские провинции даже как будто стыдятся своей истории
Наверх