Предположение СМИ, что группа компаний «Акадо» открывает свою финансовую отчетность в рамках подготовки сделки по продаже «Мегафону», не удивило рынок. В 2010 году due dilligence «Акадо» уже проводил «Ростелеком», но сделка не состоялась. В числе претендентов числился также «Центртелеком». Тем не менее было ясно, что выход на нового покупателя всего лишь вопрос времени. «Мегафон» вел переговоры о покупке «Акадо» еще в прошлом году. И на этой сделке, если она состоится, завершится нынешний этап консолидации московского рынка широкополосного доступа (ШПД) в Интернет.
Еще пять лет назад в Москве действовало около 800 провайдеров, предоставлявших услуги ШПД и частично платного ТВ, в основном по технологии Ethernet. Такое их обилие было вызвано низкой стоимостью «входного билета» на рынок (строительство сети, полностью покрывающей городской район, обходилось в $300–500 тыс.), взрывным развитием спроса на доступ в Интернет и быстрой окупаемостью инвестиций.
Однако чем дальше, тем сильнее становилась конкуренция, и большинство мелких игроков было выдавлено с рынка или приобретено более крупными компаниями. Не осталась в стороне и сама «Акадо», купившая крупные городские сети «МИГ-Телеком» и TC EXE, «Национальные телекоммуникации» приобрели «Корвет-Телеком». Дальше всех на этом поприще зашел «Нэт Бай Нэт Холдинг», в состав которого вошло около двух десятков ранее самостоятельных компаний. После этого товаром стали уже бывшие покупатели.
Теперь у «Ростелекома» есть НКС и Центральный телеграф, у МТС — «Комстар-ОТС» и МГТС, у «Вымпелкома» — «Корбина». «Мегафон» — единственный из «большой четверки» федеральных операторов еще не обзавелся в столице серьезными фиксированными активами. Почему именно «Акадо»?
Эту компанию можно рассматривать как инфраструктуру для предоставления услуг, хотя она работает по технологии DOCSIS, используя для передачи данных телевизионный кабель. Что касается компетенции в деле ШПД, то она характеризуется тем, что «Акадо» купила пару Ethernet-операторов, построивших свои оптоволоконные сети. Самым сильным аргументом в пользу «Акадо» можно считать абонентскую базу, ради которой, по-видимому, и затевается сделка.
«Акадо» имеет по стране 1,2 млн абонентов кабельного телевидения, из них в Москве — 995 тыс., причем в московском сегменте цифрового телевидения — 450 тыс. Заявленная численность абонентов ШПД — 644 тыс. — тоже впечатляет. Однако есть основания сомневаться в этих цифрах.
В любом случае компании скоро будет дышать в затылок «Нэт Бай Нэт». У последней в Москве пока 250–300 тыс. абонентов ШПД, но в четвертом квартале прошлого года она показала самый быстрый темп прироста абонентской базы, прибавив 30 тыс. клиентов. К тому же «Нэт Бай Нэт» работает с применением современной FTTH-технологии, бизнес-процессы здесь менее бюрократизированы, штаты не так раздуты.
Так что для «Акадо» возможная сделка с «Мегафоном» — это едва ли не последний шанс. Надо учесть, что прибыльность ШПД-услуг постепенно снижается, резерв новых абонентов в столице практически исчерпан, и даже самых блестящих нынешних показателей надолго не хватит. Значит, придется либо изобретать какие-то принципиально новые для рынка продукты, либо смириться с тем, что бизнес со временем приносит все меньше и меньше. Тем не менее руководство «Мегафона» заявляло о намерении стать к 2012 году лидером ШПД в России.
Последний вагон
Предположение СМИ, что группа компаний «Акадо» открывает свою финансовую отчетность в рамках подготовки сделки по продаже «Мегафону», не удивило рынок. В 2010 году due dilligence «Акадо» уже проводил «Ростелеком», но сделка не состоялась. В числе претендентов числился также «Центртелеком». Тем не менее было ясно, что выход на нового покупателя всего лишь вопрос времени. «Мегафон» вел переговоры о покупке «Акадо» еще в прошлом году. И на этой сделке, если она состоится, завершится нынешний этап консолидации московского рынка широкополосного доступа (ШПД) в Интернет.
Наверх