Вчера на заседании правительства премьер Владимир Путин несколько раз высказался о кино. Самым популярным и цитируемым стало его замечание по поводу результатов «Кинотавра».
Премьеру доложили, что в конкурсе открытого национального кинофестиваля победила лента, снятая 20 лет назад. На самом деле фильм Олега Флянгольца «Безразличие» – продукт более сложный и даже в определенном смысле новаторский – за что и был в конкурс отобран . В его основе действительно короткометражная картина, снятая в 1989 году, пролежавшая много лет и лишь недавно доработанная. Но для нынешнего фильма сделана дополнительная анимационная история про собачку, которую должны запустить в космос (речь в фильме идет о событиях 60-х годов), много винтажной кинохроники, сделан новый звук, компьютерная графика. Теперь это полнометражный фильм, где в роли главного героя снимался Федор Бондарчук – красивый, двадцатилетний, а его друга играл Александр Баширов – с тех пор не изменившийся.
Но ничего этого Путин, естественно, не знал. Услышал про старый фильм и удивился – как же так, мол, столько мы денег выделяем кинематографу, создали специальный фонд, а новых фильмов-то нет, что ли? «Хотелось бы увидеть новых авторов, новые фильмы, отвечающие именно проблемам сегодняшнего дня», – резонно попросил председатель правительства.
Путину ответил министр культуры Александр Авдеев. Он не стал рассказывать про сложно скроенный фильм-победитель, зато упомянул о двух фильмах, показанных на Каннском фестивале, объяснив, что их «нельзя было выставлять на кинофестиваль по статусу, потому что они уже были в Канне». Авдеев добавил, что это обусловлено существующим регламентом «Кинотавра».
Теперь – внимание. То, что Путин ничего не знает о «Кинотавре», более-менее понятно. Но Авдеев на фестивале был. Кино мог не смотреть – но знать хоть что-то о существующем положении дел мог. Если бы интересовался.
Фильм Андрея Звягинцева «Елена», показанный и награжденный во втором по значению Каннском конкурсе «Особый взгляд», в Сочи как раз был, он закрывал фестиваль. Но его продюсер – все тот же Александр Роднянский, которому принадлежит «Кинотавр». А по регламенту, утвержденному организаторами, их собственные картины соревноваться с другими не должны – по этическим соображениям. Другой фильм из Каннской программы, «Охотник» Бакура Бакурадзе, как раз вполне себе участвовал в конкурсе и даже получил два приза – за режиссерскую и актерскую работы. Помимо «Охотника» в конкурсе «Кинотавра» было показано еще 13 лент, и все они новые и худо-бедно, но «отвечают проблемам сегодняшнего дня» Так что министр просто продемонстрировал, что совершенно не в курсе происходящего в его ведомстве.
После его объяснений, в сознании Путина сложилась странная картина: в отечественном кинопроизводстве так мало событий, что на отечественном фестивале пришлось показывать что-то из бабушкиного сундука, а новые картины по каким-то нелепым правилам оказываются людям недоступны. Ну так, может, что-то в этих правилах поменять, вполне по-человечески предположил премьер, добавив, что не настаивает, что специалистам виднее.
Беда в том, что специалисты были где-то не там, во всяком случае на заседании правительства их не оказалось. А вот по новостным агентствам и дневникам блогеров сразу пошел шум: «Владимир Путин предложил поменять регламент «Кинотавра»! Дескать, авторитаризм и даже, можно сказать, – сталинские методы. А всего-то – неточно поданная информация.
Как министр премьера подставил
Владимир Путин удивился отсутствию новых авторов и фильмов в отечественном кино
Наверх