По словам руководителя департамента строительства Андрея Бочкарева, ограждения демонтируют, чтобы облегчить передвижение спецтехники, машин скорой помощи и аварийных служб. Хотя еще 24 января глава строительного комплекса Марат Хуснуллин опровергал информацию о снятии отбойников. «Кто вам сказал, что мы решили демонтировать разделители? Я считаю, что это провокационная информация со стороны «Синих ведерок», — заявил он на пресс-конференции в Интерфаксе. По информации блогеров, барьеры демонтировали уже на нескольких участках шоссе, например, на Варшавском шоссе от площади Серпуховская Застава до Третьего транспортного кольца, на Каширском — на участках у метро «Каширская» и от Борисовского проезда до МКАД.
Планы убрать отбойники появились еще летом. В июле глава департамента строительства Андрей Бочкарев объяснял, что на месте ограждений появятся реверсивные полосы, которые расширят проезжую часть. Однако на проектах организации движения после реконструкции, опубликованных в составе конкурсной документации, реверсивные полосы не были обозначены. Автомобилисты подозревают, что после реконструкции полосы останутся разделительными, но в отсутствие ограждения чиновники будут объезжать по ним пробки.
Отбойник между встречными потоками практически исключает для водителей риск лобового столкновения с другим автомобилем. По статистике ГИБДД, именно такие аварии чаще всего заканчиваются смертью водителей и пассажиров. Активисты замечают: особенно часто смертельные столкновения происходят на Кутузовском проспекте, где отбойников нет. По мнению Марата Хуснуллина, от лобовых столкновений должны беречь не ограждения, а осторожность на дороге. «Все ДТП, в том числе с летальным исходом, были совершены при грубейших нарушениях правил дорожного движения. Пересекать сплошную полосу и нарушать скоростной режим никому не разрешено», — говорил он на той же пресс-конференции.
Сергей Стоянов, активист движения «Синие ведерки»:
— Сейчас мы активно отправляем заявления в прокуратуру и просим запретить сносить отбойники. По статистике, на тех дорогах, где они стоят, число смертельных ДТП у нас сокращается в разы, а в развитых странах — практически до нуля. Водитель может вылететь на встречную полосу по разным причинам, в том числе из-за халатности коммунальных служб: мы помним, как в прошлом году асфальт мыли в минусовую температуру, он обледенел и погибла девушка — отбойник спас бы и в этом случае. На Каширском шоссе довольно часто наши активисты фиксируют нарушителей с мигалками, а когда нет отбойника, можно спокойно выехать на встречку. К тому же это может быть очередным распилом — на части Варшавского шоссе, например в районе метро «Нагатинская», совсем недавно устанавливали новые отбойники.
Михаил Горбачев, бывший автогонщик, инструктор по безопасному вождению:
— Ограждение между рядами — это признак автострады, которая отличается от обычной дороги тем, что исключается выезд на полосу встречного движения и все лобовые столкновения. У нас в данный момент таких дорог с натяжкой наберется до 1000 км по всей России. В Германии, Франции, Испании и Италии — от 10 до 13 тыс. км. Аварий на таких дорогах намного меньше, чем на дорогах, где ограждений нет. Для сравнения: в Германии погибло в 2012 году 3800 человек на дорогах, а в России — около 28 000 человек. Человек может оказаться на полосе встречного движения и по своей, и по чужой вине — бывает, что его выбрасывает туда удар другой машиной сбоку. Проблема в том, что ширина дороги в городе ограничена и машины в левом ряду едут всего в 30 см от отбойника, что тоже вызывает аварийные ситуации. Отбойники нужны в любом случае, но если мало места, нужно строже контролировать соблюдение скоростного режима.