В 8 утра в переулках между Арбатом и Пречистенкой, где только что появилась зона платной парковки, машин еще немного, но по дорогам уже ездят серебристые автомобили с буквами ЦОДД на дверях — это операторы Центра организации дорожного движения. Они фотографируют нарушителей. У большинства на крышах включены ярко-желтые мигалки. Операторы ЦОДД не останавливаются, и водители стоящих у тротуаров машин, кажется, не обращают на них внимания.
Sms на единый номер 7757 — основной, по словам представителей дептранса, способ оплаты парковок. В тексте сообщения необходимо указать номер парковки, номер автомобиля и количество часов. Тарификация за парковку поминутная, и для того чтобы остановить счетчик, нужно отправить еще одно sms. Стоянку также можно оплатить через мобильное приложение «Парковки Москвы» и в паркоматах с помощью банковской карты.
В Малом Могильцевском переулке все места в зоне платной парковки заняты. Рядом с перекрестком, там, где парковка запрещена, в ряд стоят несколько машин. Мимо них по переулку проезжает экипаж ЦОДД с включенными мигалками, и через минуту из черного «Опеля» выходит девушка. Она говорит, что приехала на работу, но уже 40 минут сидит и думает, что ей делать с машиной.
— Я не знаю, как поступить. Наверное, оставлю ее, пусть штрафуют. Паркоматов рядом я не вижу, а sms у меня не отправляется. Хотя, честно говоря, платить за парковку я не хочу, для меня это большие деньги — 10 тыс. в месяц. Сейчас мы всем офисом думаем, что делать. Кто-то предлагал закрывать номера газетами, но их же могут снять. Мы хотим договориться с жильцами какого-нибудь дома и ставить машины у них — ведь во дворах парковочные места пустуют, а мы все вечером разъезжаемся по домам.
В Плотниковом переулке в зоне платной парковки останавливается серебристый «Вольво». Из него выходит седой мужчина в черной куртке и достает из багажника несколько пакетов.
«Я не «злостный», просто, как платить, непонятно, информации нет, и паркомата рядом я тоже не нашел»
— Я платить ничего никому не буду, пошли бы они все, — недовольно говорит он. — Я сюда на пять минут приехал и живу в этом районе, но никаких разрешений оформлять не собираюсь. Вот когда придет штраф, тогда и буду разбираться.
тариф на парковку в зоне между Бульварным и Садовым кольцом
тариф на парковку внутри Бульварного кольца
вошли в зону платной парковки между Садовым и Бульварным кольцом
появилось в новой зоне платной парковки между Бульварным и Садовым кольцом
общее количество машино-мест в зоне платной парковки в Москве
— А как вы вообще к платным парковкам относитесь?
— Когда коту делать нечего, он себе яйца грызет.
Идею московских властей расширить зону платных парковок до Садового кольца жестко раскритиковали многие автомобилисты и жители Центрального округа. Они посчитали, что проблему загруженности дорог в городе пытаются решить за счет карманов водителей. К протестам подключились и политики — «Справедливая Россия» организовала сбор подписей за проведение московского референдума по поводу платных парковок и подала пакет документов в Мосгоризбирком. Тот одобрил идею. Теперь, если вопросы для плебисцита утвердит Мосгордума, а инициаторы соберут 150 тыс. подписей москвичей, референдум состоится.
Правда, так критично к платным парковкам относятся далеко не все — многие водители согласны платить за стоянку.
— Я здесь всего минут на 15, мне надо в магазин по работе зайти, — говорит Владимир, мужчина лет 30. Его «Рено Лагуна» припаркован возле поликлиники сразу за знаком «Парковка запрещена». — Я не «злостный», просто, как платить, непонятно. информации нет, и паркомата рядом я тоже не нашел. Вообще-то я платить готов и думаю, что платные парковки — это хорошо. Я много езжу по центру и вижу, что внутри Бульварного кольца машин на улицах стало гораздо меньше. Раньше вообще проехать нельзя было, а сейчас — пожалуйста. Наверное, их теперь во дворах прячут.
Недалеко от машины Владимира стоит столб с информационным щитом, но щит плотно затянут черной пленкой. Во время получасовой прогулки по окрестностям выясняется, что полиэтиленом закрыты все большие щиты с номерами парковочных пространств и почти все таблички с объяснениями процедуры оплаты парковочного места.
Из белого кроссовера Suzuki выходит девушка с телефоном в руке.
— А вы оплатили парковку?
— Да. Стенд с информацией и паркомат я не нашла, но посмотрела номер парковки в интернете и оплатила через sms. Я здесь работаю, поэтому теперь буду покупать абонемент. Конечно, денег жаль, но раз нужно — значит, нужно. В метро я спускаться точно не буду — разорвут, — улыбается она.
Сейчас абонемент на парковку между Бульварным и Садовым кольцом стоит 12 тыс. руб. в месяц, или 120 тыс. руб. в год. На парковку в пределах Садового кольца, включая Бульварное кольцо, — 16 тыс. и 160 тыс. рублей. Абонементы позволяют парковаться ежедневно с 6 утра до 12 ночи.
Паркоматы, которые многие водители не могут найти, в переулках на самом деле есть, и их достаточно много. Экран паркомата загорается после нажатия на клавиши, поэтому некоторые прохожие думают, что аппараты сломаны, и ругают дептранс. Возле одного из паркоматов стоит мужчина с черным кожаным портфелем и пытается карточкой оплатить парковку.
— Не получается, все тут через одно место, — комментирует он, — вообще-то я на метро на работу езжу, но сегодня очень нужно было на машине, а тут такая засада.
«У людей здесь реакция 50 на 50, кто-то хвалит идею и говорит, что мы молодцы, а кто-то посылает к… Собянину»
Наконец паркомат принимает карту и выдает чек.
— Ну вот, сегодня 25-е, а на чеке у них 24-е! Вот что это такое? — возмущается мужчина. — А еще мне интересно, где помощники, которые тут должны все объяснять, как нам обещали. Неделю ходили и всем рассказывали, а как только парковки включили — пропали.
Помощников-информаторов корреспондент «МН» находит в переулке Сивцев Вражек. Это двое парней в синих жилетках с логотипами «Московский паркинг» на спинах. Они ходят от машины к машине и оставляют под «дворниками» брошюры с объяснениями правил парковки.
— У людей здесь реакция 50 на 50, кто-то хвалит идею и говорит, что мы молодцы, а кто-то посылает к… Собянину, — говорит Дмитрий. — Некоторые, когда мы подходим, даже окно не открывают. А мы, между прочим, людям помочь пытаемся.
Дмитрий протягивает брошюру усатому пожилому мужчине. Бегло изучив ее, тот начинает возмущаться.
— Кому это я должен тут платить? Я на своей земле, где хочу, там и стою. И вообще, я из региона и встал всего на 15 минут.
К информаторам подходят две женщины в шубах и говорят, что только узнали о новых правилах парковки. Они хотят заплатить, но никак не могут найти номер парковочной зоны. Максим и Дмитрий объясняют, что номера должны быть указаны на парковочных автоматах.
Автомобилистки с помощниками идут к паркомату и пытаются оплатить парковку банковской картой. С паркоматом ни они, ни помощники справиться не могут. Тогда информаторы предлагают им заплатить по sms. Одна из женщин вводит номер в телефон и отправляет сообщение, но подтверждение об оплате ей не приходит.
— Ой, мы не хотим ничего нарушать! — вскрикивает одна из женщин.
— Да вы не волнуйтесь, наверное, просто оборудование тестируют. И вообще, сегодня первый день и штрафовать скорее всего никого не будут, — не очень уверенно успокаивает ее Максим.
Штраф за парковку в неположенном месте сейчас составляет 3 тыс. руб. За неоплаченную — 2,5 тыс. Тем, кто неправильно припарковался, грозит не только штраф, но и эвакуация автомобиля, за которую придется заплатить от 3 до 47 тыс. руб. в зависимости от категории транспорта, а также оплатить каждый день пребывания автомобиля на спецстоянке — от 500 руб. до 3 тыс. рублей.
Что делать местным жителям
Жители зон платной парковки могут оформить парковочное разрешение, чтобы бесплатно парковаться на улицах в пределах своего района с 8 вечера до 8 утра ежедневно. Чтобы получить такое разрешение, необходимо предъявить документ, подтверждающий право собственности на жилище либо договор социального найма. Чтобы парковаться в течение дня, местным жителям необходимо купить годовой парковочный абонемент, который стоит 3 тыс. рублей.
Кто может рассчитывать на бесплатную парковку
Автовладельцы с инвалидностью могут парковаться круглосуточно на местах, отмеченных знаком «инвалиды». Для этого необходимо оформить специальное парковочное разрешение. На бесплатную парковку могут также рассчитывать многодетные семьи. Разрешение выдается на одного из членов многодетной семьи и дает право бесплатно пользоваться всеми притротуарными парковками Москвы. А владельцы электромобилей или мотоциклов могут оставлять свои транспортные средства на всей территории платных парковок бесплатно.