Массовое ДТП с участием примерно 50 машин произошло на Северянинской эстакаде на севере Москвы рано утром 20 октября. ГИБДД Москвы признали, что виновниками аварии стали сами водители и коммунальщики, которые допустили нарушения в уборке дорог. При температуре примерно один градус выше нуля они обработали дорогу моющим средством «Чистодор», а затем смыли его водой. Жидкость моментально замерзла, и дорога покрылась коркой скользкого льда.
Позже стало известно, что соответствующий приказ коммунальщикам дали высокопоставленные столичные чиновники. В «Газете.ru» были опубликованы факсограммы от вице-мэра Москвы Петра Бирюкова и и.о. главы департамента ЖКХ Александра Самсонова с приказами «обеспечить обильную промывку моющими средствами асфальтобетонных и плиточных покрытий проезжей части всех категорий дорог».
Координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов рассказал «МН», что сейчас юристы общественного движения готовят заявление в СК РФ, где попросят следователей завести на столичных чиновников уголовное дело за «преступную халатность» (ст. 293 УК РФ). Халатность, по его мнению, заключается в поливе дорог водой при нулевой и отрицательной температурах.
«Заявление будет готово и отправлено уже в начале следующей недели, — подчеркнул Шкуматов. — Коммунальщики должны ответить за свои действия по уголовному кодексу. Я надеюсь, что СК РФ даст адекватную оценку ситуации. Все же около десяти человек ранены и нанесен серьезный материальный ущерб».
Также в СК РФ направят свои личные заявления водители, попавшие в ДТП. «Мы помогаем составлять заявления с просьбой завести уголовное дело от имени пяти пострадавших. Может к концу недели их наберется еще больше», — добавил Шкуматов.
СК РФ не станет возбуждать уголовное дело в отношении столичных коммунальщиков, так как в этой аварии пострадало много машин, но никто из людей не погиб, так что состава преступления здесь нет, уверен президент Коллегии правовой защиты Виктор Травин.
По его словам, акцент в этой резонансной истории лучше сделать на попытке возместить материальный ущерб, который получили водители в ДПТ. «Адвокаты коллегии готовят коллективный иск от пострадавших водителей с просьбой возместить ущерб. По предварительным оценкам, сумма иска будет около 10 млн рублей», — говорит Травин.
Адвокат уверен, что вероятность того, что пострадавшие автомобилисты смогут выиграть дело в суде, велика. В прошлом году в октябре подобный инцидент уже был. На Боровском шоссе столкнулись 13 автомобилей. Тогда дорожные инспекторы тоже признали, что причиной ДТП стала обработка трассы новым противогололедным реагентом: жидкость замерла и ухудшила торможение дороги в два раза. Травин напоминает, что пострадавшие водители через суд смогли полностью компенсировать материальный ущерб.
Как пояснили в пресс-службе столичного департамента ЖКХ и благоустройства, реагенты наносят на дороги подрядные организации, которых нанимает город, а департамент только контролирует их работу.
«У подрядчиков в контрактах прописан регламент работы, — говорят в департаменте. — Там сказано, что конечное решение о том, что необходимо сделать на дорогах принимают они, а не город. За дорожные работы ответственность полностью лежит на подрядчике. У этих организаций есть специальные приборы, которые измеряют температуру дорожной поверхности. То есть если они понимают, что температура дорожного полотна ниже нуля, то они не могут ее мыть шампунем, даже если город отдал такой приказ. Каждая факсограмма, отправленная городом, начинается сводок погоды по городу, там прописана средняя температура по городу и даны рекомендации, как при ней надо работать. Если температура дорожного полотна отличится от усредненных параметров погоды, то подрядчик должен принять необходимые решения на месте и обязательно информировать об этом штаб».
В департаменте ЖКХ и благоустройства отметили, что «есть заключение лаборатории, что на Северянинском мосту температура дорожной поверхности в день аварии была «плюс» два градуса, то есть физически образоваться там гололед просто не мог». Также в ведомстве отмечают, что «на соседних эстакадах, например, на Живописном мосту, тоже проводились такие регламентные работы, но там не возникло подобных проблем».
«В данной ситуации город не заинтересованное лицо, и если подрядная организация не выполнила надлежащим образом обязательства, которые они на себя брали, то ее обязательно оштрафуют. Расследованием ситуации займется ГИБДД Москвы», — резюмировали в ведомстве.