Дмитрий Тельнов, радиоведущий
— Я ездил где-то 4–5 лет на своем автомобиле, причем не на одном — несколько раз менял машину. В 2001 году решил отказаться от личного транспорта, из прагматических соображений, и с тех пор в России водил лишь раз. И то это вышло случайно, когда товарищ был не в состоянии сесть за руль. А так не вожу вообще, и это моя принципиальная позиция, потому что только так можно контролировать свое время. Без машины знаю точно, что с разницей в 5–10 минут буду в нужном мне месте, и могу спокойно договариваться о каких-то встречах и пятничных посиделках с друзьями. Личный транспорт дает во многом мнимую свободу, зачастую, наоборот, ограничивая твои возможности. Я поймал себя на мысли, что раньше закладывал как минимум дополнительный час на дорогу, чтобы успеть, раздражался на участников движения и еще 40 минут искал место для парковки. Подумал, что оно того не стоит. Сейчас пользуюсь общественным транспортом, потому что это быстрее и удобнее. Правда, живу недалеко от работы, в четырех станциях метро. Если бы обитал где-то в Новокосине, то, наверное, рассуждал бы чуть иначе.
Неделя без машины
Впервые День без автомобиля провели в 1973 году в Швейцарии из-за топливного кризиса. В дальнейшем подобные отказы в европейских странах носили спонтанный характер, пока в 1997 году общенациональную акцию не провела Великобритания. Годом позже подобная акция прошла во Франции, а уже в 2000 году Еврокомиссия призвала весь Евросоюз ежегодно проводить такие мероприятия, но уже в течение недели, с 16 по 22 сентября. С 2008 года День без автомобиля проводится и в Москве, в этом году этот день, как и в Европе, превратился в неделю.
Среди моих знакомых количество людей, предпочитающих общественный транспорт и пешие прогулки, сокращается. Я замечаю, что многие садятся в машину, даже чтобы доехать до ближайшего магазина или кафе, и это выглядит достаточно абсурдно. Как человек, который старается быть в хорошей физической форме, могу сказать, что единственные килограммы, от которых мне так и не удалось избавиться полностью, были набраны, когда я сел за руль.
Петр Фарбей, разнорабочий
— Я очень люблю машины и вождение само по себе, за рулем лет с 14, а в 18 первым делом получил права. Ездил пять лет, сменил машин пять и жизни своей без них не представлял. Но, переехав из Петербурга в Москву, понял, что тут в личном транспорте надобности нет никакой. Принял рациональное решение отказаться от автомобиля для экономии времени и нервов. Мне хватило того, что, каждый раз отправляясь в поездку с друзьями, мы стояли в бесконечных пробках. Сейчас машины у меня нет, продал. При этом я все равно очень люблю водить, мало что доставляет мне такое удовольствие. Но стоять в пробках — бесполезная трата времени. Я предпочел найти жилье недалеко от работы и ходить пешком, жил в Свиблове, работал — метро «Ботанический сад». Летом переехал на «Бабушкинскую» и ездил на велосипеде.
опрошенных готовы потратить на дорогу в один конец не более часа (источник: опрос Headhunter, специально для «МН»)
пассажиров ежедневно передвигаются по выделенным полосам для общественного транспорта (источник: Департамент транспорта Москвы)
ночных маршрута общественного транспорта запущено в Москве 31 августа 2013 года
будет стоить билет на наземный общественный транспорт в День без автомобиля 22 сентября
Сейчас машины у меня нет, но я все равно очень люблю водить, мало что доставляет мне такое удовольствие
Мне кажется, намного выгоднее брать машину в аренду по мере необходимости. Это доступно и стоит недорого: от 1,5 тыс. руб. в сутки. За 3 тыс. можно взять хорошее авто. Даже если брать машину каждые выходные, выходит все равно дешевле обслуживания личного транспорта, потому что бензин, страховка, ТО и запчасти сжирают много денег. Сейчас иногда скучаю по вождению и с удовольствием катаюсь на машинах друзей и родственников. Люди, привыкшие, что я все время за рулем, остались в Петербурге, а в Москве многие знакомые сами живут без автомобилей. Но я вряд ли когда-нибудь полностью откажусь от вождения только потому, что это загрязняет воздух. Мой выбор — это реакция рационального человека на ситуацию в Москве.
Наталья Гурок, менеджер проектов
— Машину в свое время купила из соображений удобства, когда переехала жить за город, в западную часть области. Поначалу я была полна энтузиазма — права получила за полгода до этого. Каталась на машине часто — каждый день на работу в самый центр и обратно. В выходные ездила по крупным магазинам и на дачу. И мне очень нравилось водить, но при условии, что ты едешь, а не стоишь на месте. Раздражение от количества часов, проведенных в пробках, нарастало постепенно, через несколько месяцев мне все чаще стала приходить в голову мысль, что я попусту трачу свое время, которое можно было бы проводить с большей пользой.
В это время начали вводить платные парковки в центре, и как раз начали с улицы, где я работала. И я решила — это знак
Однажды случилась та самая последняя капля. Дома намечалось торжество, были приглашены гости, и я, торопясь на праздник, ушла с работы чуть раньше. В результате приехала на полтора часа позже своих гостей. В это же время начали вводить платные парковки в центре (и как раз начали с улицы, где я работала). И я решила — это знак. Когда пересела на общественный транспорт, радовалась, как много стала успевать. Немаловажным моментом для меня оказалась и дополнительная пара часов сна по утрам — до этого вставать приходилось намного раньше. Теперь пользуюсь машиной исключительно, если еду в ИКЕЮ или другой город. Из бонусов еще — значительная экономия. Раньше раз или два в неделю приходилось заливать полный бак.
Видео. Неделя без автомобиля в Москве. Как таксист пересел на велорикшу, а байкер на троллейбус
Дмитрий Удот, SAP-консультант
— На машине ездил с марта 2006 года практически каждый день. Живу в Новокосине, и какое-то время не представлял поездку в центр города, да и куда-либо еще не на машине. Привязанность была достаточно сильной, но в конце августа прошлого года недалеко от моего дома открыли станцию метро. В связи с этим я резко перестал пользоваться личным транспортом, причем, без особого сожаления. Туда-обратно на работу на машине — 3–4 часа в день, на метро — 40 минут в одну сторону и меньше полутора часов в сутки, так что выбор был очевиден. Тем более что припарковаться в центре по правилам почти негде. Сейчас автомобиль я использую в основном, чтобы добраться в отдаленные места или купить крупногабаритные товары. Мне стало намного проще распоряжаться своим временем, когда точно знаешь, что будешь где-то в определенный момент.
Реакция окружающих была странной — люди начинали зачем-то оправдываться и приводить аргументы, почему они не отказались от машины
На мой отказ от машины реакция окружающих в большинстве случаев была странной — люди начинали зачем-то оправдываться и приводить аргументы, почему они не поступили так же. И это при том, что я их об этом не спрашивал. Мол, «выигрывается не так уж и много» или после работы всем куда-то еще в «разные места надо заехать». Кому-то «ноги оттаптывают в метро постоянно, а вот в машине спокойно, музыка своя и температура». Но были и те, кто одобрительно отреагировал, правда, большинство из них поступило так же, как и я. Уверен, что сейчас есть общая тенденция, когда многие отказываются от личного автотранспорта. Трезвомыслящий человек не сможет постоянно тратить жизнь и личное время на пробки. Но другой вопрос — компенсирует ли эта тенденция тенденцию прироста новых автомобилистов, дорвавшихся до мнимой свободы передвижения.
Яна Карбовская, журналист
— Я ездила за рулем около двух лет. И, несмотря на то что водитель из меня не очень хороший, ездить мне нравилось — ужасное сочетание. Живу в Одинцове, долгое время пыталась кататься в Москву на машине, чтобы не толкаться в переполненных утренних электричках. Вскоре мне это надоело, потому что на автомобиле ты никак не можешь управлять своим временем. Если выехать не в 7 утра, а в 7.15, то опаздываешь не на 15 минут, а на 30–40. Кутузовский проспект часто перекрывают на неопределенное время, водители нервничают и дергаются. Все это не способствует здоровой доброжелательной атмосфере на дорогах.
Только родители подшучивают над моим отказом от машины. У людей старшего поколения автомобиль ассоциируется с благополучием
Свою машину я продала, но в семье остался еще один автомобиль, которым мы периодически пользуемся. Но сама за руль не сажусь. В будущем, если появится надобность, буду ездить. Но пока не вижу в этом смысла. Считаю, что автомобиль все равно нужен, особенно жителям Подмосковья, но исключительно в хозяйственных целях: съездить за продуктами, на дачу, отвезти ребенка в школу. В Москве же машина становится обузой, а не преимуществом. На нее уходит много денег и времени. Кроме того, я за здоровый образ жизни. Считаю, что везде, где можно пройти пешком, надо идти пешком. Личный транспорт расхолаживает, из-за него начинаешь меньше двигаться и теряешь форму.
Единственные люди, которые подшучивают над моим отказом от машины, — родители. У людей старшего поколения автомобиль ассоциируется с благополучием: они стремились обзавестись личным транспортом, а потому им не совсем понятно, как можно взять и добровольно от этого блага отказаться.