В сентябре 2013 года глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов объявил о создании единой базы автомобилей с иностранными номерами. По мнению чиновников, это позволит привлекать их владельцев к ответственности за нарушения ПДД. Зарубежные номера отсутствуют в базе ГИБДД, поэтому их владельцы могут нарушать дорожные правила практически безнаказанно. За рулем таких машин чаще всего мигранты из стран ближнего зарубежья, у большинства из которых нет российских водительских прав.
Откуда они берутся
Старые иномарки с иностранными номерами заполнили Москву после того, как в Латвии и Литве отменили транспортный налог на автомобили экологического класса выше «евро 3». То есть владеть старыми машинами там стало просто невыгодно — их начали массово продавать.
«Сегодня забавную картину видел на Кастанаевской: «Тойота Камри» с молдавскими номерами, стилизованными под номера Евросоюза, снесла зеркало «Форду Мондео универсал» с литовскими номерами. Оба ждали ГАИ, — пишет на одном из автомобильных форумов пользователь foxrio. — А когда домой ехал, на Можайке перед Одинцово на обочине стоял старый «Опель Астра универсал» с литовскими номерами и в кювете киргиз или узбек молитву совершал вечернюю».
В большинстве случаев машины с зарубежными номерами ввозят в Россию граждане других государств. Они оформляют временный ввоз на срок до одного года.
Граждане России по закону могут привезти автомобиль не больше чем на шесть месяцев. Потом они должны либо выехать на нем, либо оплатить таможенные платежи и зарегистрировать машину в России.
Очень часто автомобили с прибалтийскими, белорусскими или молдавскими номерами оформляют на граждан РФ по подложным документам.
Кто на них ездит?
В Москве на автомобилях с иностранными номерами чаще всего ездят граждане стран бывшего СНГ, зарабатывающие нелегальным извозом. Но есть среди них и россияне, не желающие оплачивать растаможку. Приобретая машину у иностранца в обход таможни, покупатель экономит десятки тысяч рублей: иногда стоимость таможенного платежа может превышать цену самого автомобиля в несколько раз.
Сколько стоит автомобиль без растаможки и с растаможкой
Бизнес-класс
BMW X6 xDrive30d 3.0, 2008 год
Цена без растаможки: 31 800 евро (1 335 600 руб.)
Левое оформление: 1500-2000 евро (от 63 000 руб.)
Стоимость растаможки: 660 622 руб.
Итоговая стоимость:
левая: 1 398 600 руб.
растаможенная: 1 996 222 руб.
Средний класс
Volvo V70, 2003 год
Цена без растаможки: 4300 евро (180 600 руб.)
Левое оформление: 1500-2000 евро (от 63 000 руб.)
Стоимость растаможки: 500 000 руб.
Итоговая стоимость:
левая: 243 000 руб.
растаможенная: 680 600 руб.
Бюджетный класс
Ford Mondeo 1.8, 1997 год
Цена без растаможки: 300 евро (12 600 руб.)
Левое оформление: 1500-2000 евро (от 63 000 руб.)
Стоимость растаможки: 250.000 рублей
Итоговая стоимость:
левая: 75 600 руб.
растаможенная: 262 600 руб.
Кому они мешают
Всем остальным автомобилистам. Владельцы таких машин экономят не только при покупке, но и на штрафах — иностранных номеров нет в базе ГИББД.
«Камеры номер видят, читают, но система ГИБДД не имеет доступа ни к пограничной базе, ни к базе данных машин, зарегистрированных за границей», — объясняет автомобильный юрист Сергей Радько.
Еще одна проблема — у автомобилей с иностранными номерами почти никогда не бывает страховки.
Среди автомобилистов «еврономера» пользуются дурной славой. Водители таких машин чаще других нарушают правила дорожного движения, превышают скорость, скрываются с места ДТП, участвуют в автоподставах.
«Второй участник ДТП скрылся, но номера я снять успел. Сотрудник ДПС, прибывший на место ДТП, сказал, что нарушителя скорее всего не найдут, так как камеры не настроены на иностранные номера, — рассказывает пользователь Coolsovest, столкнувшийся на дороге с автомобилем с польским номером».
Другой москвич выложил видео аварии на YouTube: на записи с регистратора видно, как серебристая BMW с латвийскими номерами подрезает автомобиль, водитель которого отказался уступить дорогу.
«Вчера в 16.00 попал в ДТП, виновник скрылся! — пишет участник ДТП. — Латвийские номера, авария произошла у рынка возле Калужского шоссе. ДПСы приехали, составили акт, сказали 14-го числа приезжать на Дмитровское шоссе. Но сказали, что вряд ли их найдут».
Таких сообщений на тематических форумах сотни, однако чиновники взялись решить проблему только после того, как в Подмосковье произошло два массовых ДТП, произошедших по вине водителей-иностранцев.
В июле 2013 года под Подольском грузовик с транзитными номерами врезался в рейсовый автобус. За рулем грузовика был гражданин Армении, у которого не было российских прав. В аварии погибли 18 человек.
28 августа в «новой Москве» маршрутка столкнулась с автомобилем Mercedes с иностранными номерами. Иномаркой управлял гражданин Молдавии. В результате столкновения пострадали девять человек.
Как устроен бизнес
Фирм, продающих машины по серым схемам, — несколько десятков. Их легко найти в социальных сетях. Это своеобразное «автомобильное прибалтийское авито».
На одном из пабликов предлагают купить Volvo V70 за 4500 евро.
«Самый дешевый перегон сейчас из Эстонии. Это будет порядка 1200–1400 евро вместе с документами», — пишет продавец Александр, администратор одной из самых многочисленных групп «вконтакте» по продаже машин из Прибалтики. Судя по сообщениям, торговля идет уже почти полгода. Предложение и в самом деле одно из самых бюджетных. На остальных сайтах просят от 1500 до 1800 долл.
Перегон обычно делает иностранный гражданин. Он ввозит машину в Россию и передает ее продавцу, тот изготавливает подложные документы. «Из документов: будете в техпаспорт вписаны, временный ввоз, что вы ввезли, и справка консульского учета, что состоите на консульском учете. ОСАГО сами сделаете уже», — обещает в переписке Александр. «Продлевать временный ввоз нужно будет в дальнейшем по почте».
Вообще справку консульского учета такие продавцы предлагают очень редко. Обычно их предложение включает меньшее число документов: «Авто будет в собственности у вас. Вы будете хозяином, на руках будет ПТС, временный ввоз, техосмотр, страховка», — пишет один продавец. «Могу предложить гендоверку на таджика», — пишет другой. «Генеральная или ПТС. Выбирайте», — еще один.
Почему их лучше не покупать
Все продавцы уверяют — ездить с таким комплектом документов можно без проблем. Но это не так. Даниил год назад купил машину с литовскими номерами и левым комплектом документов.
«У меня такая схема. Машина оформляется на фирму в Литве. Я становился якобы сотрудником фирмы. Она выписывает мне генеральную доверенность и путевой лист, будто бы я тут в командировке. А уже в Москве временный ввоз переоформили на меня. Но это очень стремно. Сейчас каждый второй полицейский спалит твой левый временный ввоз и будет угрожать Уголовным кодексом», — рассказывает он. По его словам, ему продавцы сделали временный ввоз на простом листе формата А4. «А настоящий никогда на обычном листе не печатают», — добавляет он.
«Ездить будешь до первого поста с опытным инспектором, который хорошо разбирается в документах, — рассказывает Михаил, инспектор ГИББД из Москвы. — Самый лучший метод проверки — попросить человека показать паспорт. Если он российский — это повод проверить машину и документы. По идее, нужно делать запрос, кто въезжал на этой машине в страну. Но делать его рядовому инспектору долго, несколько дней. Не прошедший проверку автомобиль задерживают и увозят на временный склад таможни. Водителю предлагают выбор: либо автомобиль вывозит тот человек, который его ввез, либо, если он приобретен и является законной собственностью гражданина России, предлагается уплатить все таможенные платежи и сборы».
Но это происходит лишь в том случае, если допущены незначительные нарушения в оформлении документов. Скажем, временный ввоз просрочен. Если же документы на автомобиль были подделаны, то поездка на автомобиле с зарубежными номерами может закончиться уголовным делом.
От приобретенной машины с иностранными номерами очень сложно избавиться. По закону, гражданин России не может продать даже легально купленный за границей автомобиль. Перед этим ему нужно заплатить таможенные сборы, пошлины, зарегистрировать машину в России, а уже потом — продавать. Поэтому чаще всего такие машины просто продают на запчасти.
Что с ними делать
Федеральные и московские власти уже неоднократно пытались ужесточить ответственность для владельцев машин с иностранными номерами. Весной 2013 года депутаты разработали законопроект об объединении базы данных полиции и таможенников.
На днях глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов внес в Мосгордуму законопроект о запрете езды без российских прав для иностранцев.
По словам Ликсутова, нужно «понимать, какой человек заехал на территорию РФ, из какой страны и на каком автомобиле, и какое количество правонарушений он совершил». Для этого будет создана единая база автомобилей с зарубежными номерами, над которой работают Дептранс и ГИБДД. Когда она появится, неизвестно. А пока городские власти собирают данные видеорегистраторов о нарушениях, которые совершают владельцы машин с иностранными номерами. Их передадут в министерства иностранных дел тех государств, откуда ввезли машины.