22 января на сайте Департамента транспорта Москвы началось онлайн-голосование за новую схему московского метрополитена. В финал конкурса вышли три проекта. Голосование будет проходить по принципу смс-верификации: каждый участник должен указать свой номер телефона, на который придёт подтверждающий код. Кроме интернета, схемы, прошедшие в финал, можно будет увидеть в вестибюлях на станции Китай-город, и в переходах между станцими Цветной бульвар и Трубная, Краснопресненская и Баррикадная.
В конкурсе участвовали 35 проектов, в том числе из-за рубежа. Самому младшему участнику, по словам организатора Ильи Варламова, всего 9 лет. Но в финал вышли опытные дизайнерские команды, работавшие над схемой московского метро уже не первый год: Егор Жгун (Студия Артемия Лебедева), Антон Мизинов (РИА Новости) и Илья Бирман. На их схемах показаны возможности пересадки на наземные виды транспорта и добавлен алфавитный список станций, привязанный к сетке координат. Финалисты и члены жюри рассказали, чем хороши новые карты и чем плоха старая.
Илья Бирман, дизайнер, финалист конкурса
— Если что-то хорошо сейчас — зачем менять. Но в существующей схеме более-менее всё плохо: у меня такое ощущение, что дизайнер прошлой схемы очень не любит московское метро, пассажиров и свою работу; его заставили это сделать. А я каждый кружок и надпись люблю. Главное для меня было — преподнести ту информацию, которая уже есть, более внятно, и чтобы новая информация не добавила мусора и не мешала. Представьте себя в трясущемся вагоне: как все эти линии будут у вас в глазах рябить.
Антон Мизинов, дизайнер РИА Новости, финалист конкурса
— Наша схема имеет более строгую привязку к географии города, на ней практически нет мест, где элементы пересекаются и скапливаются. Я попытался исправить дизайнерские просчёты нынешней схемы и упростить ориентирование по метро. Суть в том, чтобы человек мог разобраться в схеме. В нашей схеме, в отличие от двух других, не круглое, а восьмиугольное: это шаг к большей географической точности.
Владимир Титов, заместитель начальника Отдела рельсовых видов транспорта Департамента транспорта
— В Москве будет разработана новая система навигации, и под землёй, и над землёй. Она будет иметь общую систему знаков, к которым люди привыкнут, и, пересаживаясь с одного вида транспорта на другой, будут делать это с большей лёгкостью. Мы смотрим на опыт ведущих стран мира. Сейчас внутри метрополитена есть указатели старого и нового типа. Людям приходится запоминать символы разного вида, а в наземных видах транспорта они видят снова другие знаки с тем же смыслом, и люди могут запутаться.
Максим Кац, муниципальный депутат, член жюри
— Главная задача управленца — выбрать людей, которые решили бы нужную задачу. Но, к сожалению, не всегда выбирают того, кто сделает дело лучше других. Фактором выбора становится низкая цена или другие соображения. Результат — схемы метро, которые висели лет десять до этого. Редко можно увидеть в управлении городом систему, которая действительно выявляет лучших. Это именно тот случай. Мы имеем трёх финалистов мирового уровня. В процессе отбора участникам были переданы замечания жюри, и у них было несколько недель на то, чтобы доработать свои проекты. Процесс работы публиковался в блогах авторов, люди продолжат работать и сейчас. Для меня основным критерием была преемственность со старой схемой.
Сергей Полетаев, фотограф, дизайнер, член жюри
— В Москве с городской навигацией всё довольно плохо. Никто ею специально не занимался, её делают случайные люди, а какие-то указатели висят ещё с советских времён. Системы, которая проведёт человека от точки, где он вышел в город, до конечного пункта, нет. Нынешняя схема хороша тем, что к ней все привыкли, она узнаваема. В ней есть гениальная штука, которую придумали 60 лет назад - кольцо. Вы смотрите на схему и сразу понимаете, где центр, где окраины. Многие участники конкурса предлагали нарисовать кольцевую схему по-другому, например, так, как она в реальности проходит по городу, но от этого теряется фишка с кругом. А плоха старая схема тем, что в ней плохо читаются шрифты, плохо показаны значки пересадок. К тому же Департамент транспорта поставил задачу интегрировать схемы метро и общественного транспорта. В результате информационная насыщенность схем, выдвинутых на голосование, намного выше, чем у старой.
Андрей Кармацкий, руководитель группы разработчиков дизайна Яндекс.Карт
— Любая схема из трёх, прошедших в финал, лучше существующей. Теперь на карте московского метро появился алфавитный указатель станций, появились не мешающие русским названия на латинице. Сам конкурс не так важен, как дальнейшее развитие идей, потому что система навигации в любом городе нашей страны очень некачественна. И те наработки, которые появились при проектировании этой схемы, могут использовать и другие дизайнеры при разработке других транспортных схем.