В первой половине дня Каретный ряд и прилегающие к нему переулки выглядели пустынно. Там где раньше автомобили стояли в два ряда и на тротуаре, сегодня парковались единицы — в основном машины представительского класса. Через каждые 50 метров специальные знаки предупреждают водителя о том, что он находится в зоне платной парковки — парковочные места обозначены новой разметкой. На других знаках указана стоимость одного места (50 рублей в час) и перечислены способы оплаты: паркомат, sms или специальный сайт.
— Я как парковался здесь, так и буду парковаться, и платить за парковку не буду, — говорит водитель Mersedes S500 Андрей, оставивший машину в Лиховом переулке. — Ближайший паркомат — на Петровке стоит, я что, до него пешком идти должен? Мне вообще все равно, штрафы шефу приходят.
Ближайший автомат оплаты парковки действительно стоит на Петровке, прямо напротив здания ГУВД Москвы. Он принимает только специальные карты оплаты, которые продаются в салонах связи. «Но это только сегодня», — уверяет девушка в оранжевой ветровке с надписью «Паркуйся правильно» на спине. «Завтра его перепрограммируют, и он начнет принимать обычные кредитные карты, а сегодня я прошу всех водителей оплачивать парковку с помощью sms или на сайте».
Руководитель рабочей группы «Московское парковочное пространство» столичного департамента транспорта Сергей Мариничев рассказал «МН», почему паркоматов так мало, как их искать и на что рассчитывать местным жителям.
— Наш корреспондент обошел улицы и переулки, на которых располагаются платные парковки, и нашел только один паркомат на Петровке. Он единственный?
— Всего установлено 10 паркоматов по одному в каждой парковочной зоне. Мы на каждом шагу не стали ставить паркоматы. Это бюджетные средства, какой смысл сейчас тратить их для того, чтобы тестировать удобство и желание водителей пользоваться этими устройствами. Мы дали несколько разных инструментов оплаты — это и SMS-оплата, и мобильное приложение, и веб-портал. Паркомат нужен тем, кто не хочет или по какой-то причине не может пользоваться телефоном.
— Как же найти эти паркоматы?
— Ну, вы хотите, чтобы я вам эти места перечислил? Мы на веб-портале обязательно откроем информационный слой, где укажем месторасположение паркоматов. Предоплатные карты продаются в пунктах продажи билетов «Мосгортранс» и в магазинах «Связной».
— Сегодня неизвестно, где стоят паркоматы. А если еще и на телефоне нет денег, чтобы оплатить парковку, что тогда делать?
— Мы постарались всех проинформировать, что с первого числа будет платная парковка, если человек не позаботился о том, чтобы у него была предоплатная карта или деньги на телефоне, мы же не можем каждому объяснять.
— Вот я купила предоплатную карту, но где находится паркомат, не знаю. Искала, не нашла.
— В этом случае нужно обратиться к промоутеру в оранжевой куртке. У нас 42 человека, работают они посменно в круглосуточном режиме. Они будут дежурить на парковках как минимум две недели. Если какие-то трудности, смело к ним можно обращаться. Они подскажут и куда идти, и как оплатить.
— Система оплаты парковки через мобильный телефон работает исправно?
— Некоторые сложности были ночью, но сейчас все в порядке. Проблемы существуют у жителей, которые пользуются тарифом, не предусматривающим дополнительные услуги, например, кредитная тарифная система или корпоративный номер телефона. В этом случае оплатить парковку они не могут. Но это не зависит ни от нас, ни от мобильного оператора. Дело в тарифе.
— А все остальное работает?
— Не работает система мониторинга, которая предназначена для того, чтобы жители понимали, где есть свободные места. Датчики, установленные на каждом машиноместе должны взаимодействовать с системой веб-портала, мобильных приложений и информационными табло, установленных на улицах города. Сегодня мы эту систему притираем, скоро она должна уже заработать. Но вы ж понимаете, это только первый день, и это тестирование. Конечно, без сбоев не обходится. Где-то что-то происходит. Мы провели огромную работу для того, чтобы состыковать много разных систем: платежные банки, системные мобильные операторы. Вы, наверное, представляете какой это большой и сложный механизм, как сложно это все соединить.
— На платных парковках почти никого нет. Почему люди не хотят ими пользоваться?
— Да, в пилотной зоне хорошо, дороги свободны, машины пролетают со свистом. Люди, видимо, не очень хотят платить за парковку.
— Кого-то уже оштрафовали за неоплаченную парковку?
— Мы сейчас не о штрафах думаем за неоплату парковки, а о том, чтобы система работала. В первый день водителей не будем наказывать за ошибки. Смысл не в том, чтобы штрафовать, а в том, чтобы люди не нарушали правила дорожного движения и научились правильно парковаться и использовать систему оплаты.
— Не поторопились ли вы с запуском проекта?
— Мы же как раз и запустили проект чтобы его доработать, протестировать организационные и административные решения, наладить взаимодействие многих технических систем.
— Но фактически вся эта работа проводится за счет обычных автовладельцев.
— Я уже сказал, что все вопросы отработаны в кабинетном режиме. Для того чтобы система полностью заработала в уличном режиме, ее нужно тестировать на улице. Но вы должны понимать, что тестировать платную систему бесплатно – бессмысленно. Для того чтобы она работала, должны быть реальные условия. Смысл пилотного проекта — на ограниченной территории все попробовать, состыковать и устранить неточности, чтобы система могла внедряться на остальную часть города. Например, сейчас в рамках проекта заложены льготы для жителей окрестных домов – в вечернее и ночное время они могут оставлять машины бесплатно. Возможно, в дальнейшем эти льготы изменятся.
— Льготы изменятся кардинально?
— Нет, кардинальных изменений не будет. Если мы разрешим местным жителям круглосуточную бесплатную парковку, то это будет означать, что свободных мест просто не останется. У нас такая ситуация, что чуть ли не каждый житель Москвы может позволить себе покупку автомобиля, в городе очень много машин.
— С тех пор, как стало известно о введении платных парковок в Москве, я не встретила ни одного автовладельца, которому эта идея показалась бы хорошей.
— Понятно, разве можно быть довольным тем, что кто-то меняет ваш уклад жизни и заставляет платить за то, что все время было бесплатным. Мы были готовы к такой реакции. Это же личный бюджет и теперь вы тратите не на себя любимого, а на дорогу, на парковку. Каждый город, который вводил платные парковки, проходил через то, что все были недовольны.
— Куда пойдут деньги, полученные от автовладельцев за парковку?
— Они пойдут сразу в городской бюджет, и город будет тратить их на благоустройство районов, в которых располагаются платные парковки. Будут строится капитальные паркинги, парки, пешеходные зоны.