Северо-Западная хорда, магистральная улица, объединяющая территории Западного, Северо-Западного, Северного и Северо-Восточного округов, строится в основном за счет расширения уже существующих улиц. В Кунцеве хорда будет проходить по улицам Ярцевской, Боженко и Кубинке. Сейчас на этом участке четыре полосы движения в оба направления, а будет шесть. Проект также предусматривает строительство нескольких развязок, подземных тоннелей и надземных эстакад. По мнению местных жителей, после появления магистрали ухудшатся условия их жизни, квартиры упадут в цене, а из-за прокладки тоннелей дома могут разрушиться.
В понедельник, 6 августа, после работы 30-летний Денис Степанов, житель дома №53 по Молодогвардейской улице, развешивал со своей женой Дарьей по району листовки, призывающие жителей Кунцева прийти на публичные слушания проекта Северо-Западной хорды и выразить свой протест.
Сейчас, по словам Степанова, от его дома до проезжей части около шести метров, после расширения дороги это расстояние сократится до двух или даже одного метра, а количество машин увеличится. В непосредственной близости от дома Степанова — на перекрестке улиц Боженко и Мологвардейской — планируется строительство подземного тоннеля, а это, по мнению Дениса, может привести к повреждению жилого здания.
«Если строительство состоится, то альтернатива у меня печальная: либо квартира резко упадет в цене, продав ее, я не смогу купить аналогичное жилье; либо дом признают аварийным и нас переселят неизвестно куда, в «Новую Москву», например», — переживает Денис. Он рассказал, что проблемы с жильем сейчас для него крайне нежелательны. Полтора месяца назад Денис женился, они с женой думают о ребенке.
«Для меня как для будущей мамы строительство Северо-Западной хорды – это критический вопрос. После расширения дороги и появления этих многочисленных эстакад и тоннелей жизнь в районе будет просто невыносимой. Я не хочу, чтобы мой ребенок дышал гарью», - говорит Дарья Цыбульская, жена Степанова.
Московские хорды
Кроме Северо-Западной хорды в Москве планируется строительство еще трех аналогичных магистралей: Северо-Восточная хорда (от строящейся платной трассы Москва - Санкт-Петербург до Рязанского проспекта), Южная (от Рублевского до Каширского шоссе) и Юго-Восточная (от шоссе Энтузиастов до Варшавского шоссе). Эти магистрали являются альтернативой четвертому транспортному кольцу, от строительства которого столичные власти отказались в декабре 2010 года.
В управе района Кунцево сообщили, что на публичных слушаниях 8 августа будет обсуждаться только предпроектная документация участка Северо-Западной хорды, окончательный проект магистрали будет готов минимум через полгода. По словам Галины Рединой, главного специалиста отдела строительства, жители, недовольные тем, что магистраль пройдет под их окнами, смогут на слушаниях высказать свои рекомендации, а Москомархитектура и департамент строительства Москвы будут принимать решение, учитывать эти рекомендации или нет. «Когда у нас строился дублер Рублевского шоссе, тоже жители были против, но городу это нужно, и строительство состоялось», — сказала Редина. Она отметила, что у кунцевцев было достаточно времени, чтобы ознакомиться с проектом Северо-Западной хорды, экспозиция 10 дней находилась в задании управы, но всего 30 человек пришли посмотреть на документы. «Мы информировали жителей о проведении публичных слушаний через СМИ. Публиковали объявление в районной газете, расклеивали листовки с информацией на стендах около метро и подъездов», — сказала Редина.
Денис Степанов полагает, что большинство жителей Кунцева даже не знают о предстоящем строительстве. «Я случайно зашел на сайт управы и узнал о публичных слушаниях. Никаких объявлений на подъездах не было, я обошел несколько кварталов района и не нашел ни одного. А районную газету нам по домам не разносят», — говорит он. Степанова возмущает и тот факт, что публичные слушания назначены в будний день на 18.00, даже те жители, которые не уехали в отпуск, не успеют к этому времени вернуться с работы. Но в управе не видят в этом никаких проблем. «Те, кто хочет присутствовать, найдут возможность это сделать, тем более что слушания идут два часа», — полагает Редина.
Степанов рассказывает, что после того как он расклеил на домах листовки, ему стали звонить жители района и интересоваться ситуацией.
В Щукине и Коптеве тоже борются
Проект Северо-Западной хорды уже обсуждался на публичных слушаниях в районах Щукино, Коптево и вызвал возмущение жителей.
Максим Кац, депутат муниципального собрания Щукина, рассказал, что на публичных слушаниях в апреле 2012 года около 300 жителей выступили против строительства магистрали. Жителей поддержало муниципальное собрание района. В итоге проект отправили на доработку, и строительство до сих пор не началось.
Жителям Коптева повезло меньше. Строительство Северо-Западной хорды началось в их районе в январе 2012 года. Владислава Журавлева, одна из активисток, рассказала, что Большую Академическую улицу на бумаге расширяют до шести полос, но из-за многочисленных съездов и эстакад фактически получается 12 полос движения. «Уже половину дороги расширили. Расстояние от магистрали до домов около метра», — говорит Журавлева. По ее словам, жители района обращались во все городские инстанции, но стройка продолжается.
В департаменте строительства Москвы сообщили, что, по просьбам жителей, высказанным на публичных слушаниях, в проект Северо-Западной хорды вносятся изменения. Например, в Коптево строительство одного надземного пешеходного моста у Коптевского бульвара заменено подземным переходом. «У нас в районе строится столько надземных переходов и развязок, что один объект не играет большой роли», — сказала Владислава Журавлева.