Движение на Павелецком направлении было нарушено 16 июля в 22.20 в результате отказа аппаратуры управления (см. «МН» от 18 июля). Как сообщила вчера пресс-секретарь «Аэроэкспресса» Надежда Доржиева, в течение следующих двух дней компания отменила 11 рейсов, а 23 ее поезда прибыли к месту назначения с опозданием. В связи с этим «Аэроэкспресс» принял решение компенсировать пассажирам стоимость проезда на поезде, а тем, кто опоздал к вылетам своего рейса из Домодедово, — еще и потерянные авиабилеты. По состоянию на 18 июля был оформлен возврат стоимости проезда на аэроэкспрессе 164 пассажирам, общей суммой 53 тыс. 57 руб. Пресс-секретарь не смогла уточнить «МН», сколько именно обладателей «сгоревших» авиабилетов обратилось за компенсаций, но сказала, что им выплачено более 460 тыс. руб. Доржиева подчеркнула, что компания готова продолжать выплаты тем, кто представит билет на аэроэкспресс, оформленный в день аварии, плюс «сгоревший» авиабилет. Если учесть, что средняя цена авиабилета не может быть ниже 3 тыс. руб., то получается, что за компенсацией обратилось никак не более 150 человек. Направление в Домодедово самое загруженное из трех, по которым «Аэроэкспресс» возит пассажиров в московские аэропорты. За прошлый год в Домодедово, Шереметьево и Внуково компания доставила в общей сложности 12 млн человек, из них только в Домодедово — 6 млн. Приблизительный арифметический подсчет говорит, что в среднем в день аэроэкспрессы на Павелецком направлении должны перевозить 16,5 тыс. человек (а в летний сезон наверняка и больше). Возможно, скромное число обратившихся за компенсацией объясняется тем, что не все узнали о такой возможности.
Половина акций «Аэроэкспресса» принадлежит «Российским железным дорогам» (РЖД), а вторая распределена между структурами «ТрансГрупп АС» Максима Ликсутова, президента «Уральской горно-металлургической компании» Искандера Махмудова и председателя совета директоров УК «Кузбассразрезуголь» Андрея Бокарева. Компания утверждает, что не несет ответственности за технический сбой на участке железнодорожной инфраструктуры, находящейся в ведении РЖД. А выплату компенсаций пассажирам трактует исключительно как акт своей доброй воли.
Председатель Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаил Аншаков придерживается иной точки зрения. «Ответственность перед пассажиром несет компания, с которой он заключил договор перевозки, в данном случае «Аэроэкспресс», — подчеркнул Аншаков «МН». — С виновником сбоя она должна разбираться отдельно, например, в регрессном порядке». Председатель ОЗПП считает, что у исков к «Аэроэкспрессу» о возмещении не только материального, но и морального ущерба (если таковые будут поданы) есть высокие шансы на успех в суде. Похожие разбирательства имели место после массового срыва рейсов «Аэрофлота» 26–28 декабря 2010 года из-за «ледяного дождя» в аэропорту Шереметьево. Однако тогда «Аэрофлот» урегулировал отношения с пассажирами в досудебном порядке. Доржиева не смогла вспомнить в предыдущей истории компании «Аэроэкспресс» случаев массовой выплаты компенсаций пассажирам. Например, в ночь с 17 на 18 мая этого года из-за кражи кабеля произошел сбой в графике движений аэроэкспрессов до аэропорта Шереметьево, восемь поездов задержались от 5 до 50 минут, 10 человек опоздали на свои рейсы. Однако о компенсациях им ничего не сообщалось.
Кроме аэроэкспрессов, сбой на Павелецком направлении затронул и обычные электрички, принадлежащие ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК). Среди ее акционеров тоже числится РЖД, а также структуры совладельцев «Аэроэкспресса» Махмудова и Бокарева и администрация Московской области. Руководитель PR-службы ЦППК Вадим Ампелонский вчера сообщил «МН», что компания вернула деньги за билеты всем пассажирам, которые пожелали их сдать. Претензий другого рода ЦППК, по словам Ампелонского, не получала, но готова рассмотреть их «в индивидуальном порядке», если они появятся.