«Когда мы доехали до Бирюлево-товарная, электричка встала, за нами остановились три обычных поезда и два экспресса — это было в 22.15 в понедельник, — рассказал «МН» один из пассажиров. — Нам ничего не объяснили. Лишь минут через двадцать машинист сообщил о неких технических неполадках». Еще через полчаса пассажирам посоветовали выйти на перрон и ждать следующего поезда. Следующий пришел лишь в полночь. По словам очевидца, пассажиры по большей части воспринимали происходящее стоически, нервничали лишь те, кто направлялся в аэропорт.
Причиной ЧП стал пожар — об этом вчера сообщил официальный представитель Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Наталья Брускова. «Установлено, что в понедельник около 22.00 произошло возгорание поста электроцентрализации на станции Бирюлево, в результате чего полностью выгорела релейная», — заявила она.
Ремонтные бригады работали всю ночь, но и через сутки после происшествия поезда на Павелецкой дороге идут с опозданием на15–30 минут. Две электрички были отменены, а у трех укорочен маршрут. Первоначально задержки поездов достигали от 40 минут до часа. Как сообщили «МН» в компании «Аэроэкспресс», вчера пришлось отменить три скоростных поезда в аэропорт Домодедово: в 15.30, 17.30 и 18.30. Из-за сбоя на железной дороге график вылетов, разумеется, менять не стали — для этого требуется согласование со всеми авиакомпаниями, пользующимися услугами Домодедово.
Для того чтобы как-то разрядить ситуацию, столичный департамент транспорта выделил для нужд Московской железной дороги 20 автобусов, которые перевозят пассажиров от метро «Кантемировская» до станций Бирюлево-товарная и Бирюлево-пассажирская. Тем, кто едет в аэропорт, рекомендуют добираться от метро «Домодедовская» на автобусе или маршрутке. Но это серьезно удлиняет путь — ремонт федеральной трассы, соединяющей Москву с ее крупнейшими воздушными воротами, продлится до августа. После начала ремонта руководство Домодедово настоятельно рекомендовало клиентам авиакомпаний пользоваться аэроэкспрессом.
Готова ли Московская железная дорога компенсировать затраты пассажирам, не попавшим на авиарейсы, неясно. Глава пресс-службы ОАО «Российские железные дороги» Дмитрий Перцев переадресовал этот вопрос в компанию «Аэроэкспресс», но и там от комментариев «МН» отказались. В Обществе защиты прав потребителей полагают, что железнодорожные перевозчики обязаны возместить все непредвиденные расходы и убытки жертвам транспортного коллапса. «Они продали билеты и взяли на себя обязательства доставить людей в указанное время и место, поэтому должны компенсировать опоздание на рейс, вычет за опоздание на работу, трату на такси», — пояснил «МН» председатель ОЗПП Михаил Аншаков. Закон «О защите прав потребителей» дает право предъявлять претензию, подкрепленную документами: авиабилетом, билетом на поезд, чеком от таксиста, справкой из бухгалтерии и т.п. Отвечать в данном случае должно либо ООО «Аэроэкспресс», либо (если пассажир ехал на обычной электричке) ОАО «РЖД». Если железнодорожники не принимают претензию, то остается обращаться в суд.
По мнению экспертов ОЗПП, принятые железнодорожниками меры вроде организации параллельных маршрутов могут сгладить ситуацию и учитываться в выплате компенсаций, но не снимают полной ответственности. Аншаков рекомендует уже сейчас начинать собирать все документы о причиненном ущербе. «Не стоит забывать, что в этой ситуации не добравшиеся до места назначения люди вправе требовать компенсации ото всех, с кем заключали договор, — и от РЖД, и от авиакомпаний, если это были пассажиры авиаэкспресса, не попавшие на свой рейс», — разъясняет председатель ОЗПП.