Всем автовладельцам России, да и неавтомобилизированным гражданам предлагается подписаться под предложением убрать из ПДД требование об обязательном наличии доверенности у водителя, которому формально не принадлежит управляемая машина. Такое требование сейчас содержится в пункте 2.1.1 правил. Собрать 100 тысяч голосов, а именно этот порог для автоматического включения механизма анализа «народных» инициатив упоминал Владимир Путин в своей предвыборной статье «Демократия и качество государства», активисты Probok.net рассчитывают за несколько недель. После чего, пояснил «МН» руководитель экспертного центра Александр Шумский, петиция пойдет по инстанциям. «Мы говорили с администрацией президента, там готовы принять обращение», — уточнил он.
Шумский и его единомышленники считают, что сегодня доверенность уже не выполняет тех функций, с которыми было связано ее появление в советские годы. После того как стало необязательным нотариальное заверение, а документ на право управления и распоряжения машиной было разрешено писать от руки, доверенность перестала быть гарантией легальности сидящего за рулем. В ГУОБДД МВД «МН» подтвердили, что сегодня на дороге инспекторы не имеют возможности проверить подлинность доверенности. Зато ее отсутствие чревато неприятностями — сторублевым штрафом такое правонарушение не ограничивается, придется вызволять автомобиль со штрафстоянки. Александр Шумский обращает внимание на то, что в полисе ОСАГО и так вписаны все, кто имеет право управлять тем или иным автомобилем. Он считает, что этой записи в комплекте с набором документов на машину и водительским удостоверением вполне достаточно для передвижения по дорогам.
В Госавтоинспекции к отмене доверенностей относятся положительно. «Концептуально мы эту идею поддерживаем. Документ морально устарел», — заявил «МН» референт ГУОБДД МВД России Дмитрий Лейбов. Однако, по его словам, еще нужно проработать технические вопросы отмены доверенностей. Того же мнения придерживается и заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. Депутат призывает не отказываться от доверенностей быстро. «С кондачка такие вещи не делаются. Ведутся переговоры, сейчас пошли по второму кругу», — заявил «МН» Лысаков. По его словам, сейчас депутаты пытаются найти общую точку зрения с правительством и преодолеть разногласия с Министерством юстиции. Минюст, ссылаясь на нормы Гражданского кодекса, возражал против отмены доверенности как документа, в той или иной степени подтверждающего право водителя легально пользоваться автомобилем.
Лысаков, сам отнюдь не чуждый выдвижению законопроектов на «популярные» в народе темы. склонен считать действия центра Probok.net попыткой привлечь внимание не к проблеме, а к самой организации. Подгонять власть с отменой доверенностей не стоит, говорит он. Лысаков рассчитывает, что соответствующие поправки в КоАП, Гражданский кодекс и закон об ОСАГО будут внесены уже в осеннюю сессию. «Мы работаем в этом направлении и не отступим», — заверил он.
Бывший депутат, лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин настроен не так оптимистично. Он напомнил, что в Госдуме периодически пытались начать кампанию за отмену доверенностей, но все они были безуспешными. И в этот раз решения будут приниматься не на Охотном ряду, а в Кремле и Белом доме, заявил «МН» Похмелкин, уточнив, что его опыт общения с исполнительной властью на эту тему был в основном негативным.
Однако теперь ситуация иная, чем даже несколько лет назад, отмечает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Хоть обещание Владимира Путина брать в разработку инициативы, под которыми стоят подписи 100 тыс. россиян, и не имеет юридической силы, говорит он, такой довольно безболезненный вопрос, как отмена доверенностей на дорогах, позволяет «обкатать» механизм «электронной демократии». Причем в данном случае политических рисков тут не видно, зато позитивное отношение значительной части общества — автомобилистов — вполне ожидаемо.