Столичные власти намерены продолжить вытеснение стоящих автомобилей с улиц и из дворов. Сегодня чиновники департамента транспорта обещают презентовать программу развития единого парковочного пространства Москвы. По данным «МН», она помимо строительства новых машиномест предполагает и «перепрофилирование» имеющихся паркингов при торговых центрах и кинотеатрах в так называемые ночные резидентные парковки. Сейчас москвичи предпочитают парковаться максимально близко к своему подъезду и по своей воле переехать на подземные стоянки не захотят, но существенное увеличение штрафов может изменить эту ситуацию, полагают эксперты.
На сегодняшний день в Москве официально зарегистрировано 1,272 млн парковочных мест. В рамках программы создания единого парковочного пространства в столице должно быть построено около 1,5 млн новых машиномест. На развитие парковочного пространства в 2012–2016 годах планируется выделить 78 млрд руб. из бюджета, из них в этом году — 7 млрд рублей.
Кроме строительства новых автостоянок город инвентаризирует уже имеющиеся паркинги, в том числе и частные, сообщил «МН» источник в ГУП «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения». Со временем информацию обо всех машиноместах планируется объединить в информационную сеть, доступ к которой будет и у горожан — чтобы москвичи могли через интернет определить, где они могут оставить машину, отправляясь за покупками, развлекаться, или поставить ее на ночь недалеко от дома. «Сейчас во всех округах созданы специальные подразделения, ведущие работу с владельцами паркингов. Они должны выяснить, сколько имеется мест на стоянках, и убеждать присоединиться к программе», — пояснил собеседник «МН». Оборудовать паркинги аппаратурой учета город обещает за свой счет.
В департаменте транспорта города Москвы «МН» подтвердили, что сейчас в столице проводится инвентаризация парковочных мест, однако отказались рассказать о деталях проводимой работы. Ведущим учет сотрудникам довольно трудно найти общий язык с владельцами паркингов, поясняет источник «МН» в дирекции гаражного строительства. Судя по всему, многие предприниматели не хотят пускать ревизоров потому, что реальное количество машиномест в их паркингах не совпадает с данными, указанными в проектной документации. К тому же владельцы сейчас вольны самостоятельно устанавливать режим работы парковки и стоимость ее услуг. Они опасаются, что город, установив аппаратуру учета, будет выдвигать требования по изменению цен.
Москвичи, впрочем, тоже пока не хотят переезжать из дворов на стоянки при торговых центрах. Провал инициативы иллюстрирует история открытого год назад транспортно-пересадочного узла «Планерная» на северо-западе мегаполиса. Там помимо перехватывающей действует и резидентная парковка, но популярностью она у жителей района не пользуется.
Непросто обстоят дела с обустройством и освоением парковочного пространства во дворах. Этим вопросом ведают управы, создание новых карманов и нанесение разметки согласуют с жителями домов, а затем сведения направляют в департамент транспорта. Оборудование новых парковочных мест весной вызовет яростные споры, прогнозирует главный редактор портала «Наш город» Екатерина Золотарева. По ее словам, уже сейчас заметно «противостояние тех жителей, кто просит урезать газон и сделать еще несколько мест, и тех, кто хочет расширить детскую площадку».
39% сообщений на портале — просьбы создать новые машиноместа, подчеркивает Золотарева. Причем даже размеченные парковки за углом дома не пользуются таким спросом, как места у подъезда. «Все хотят, чтобы машина стояла буквально в двух шагах. При выборе между открытой парковкой возле дома и крытой, но за углом, безусловно, люди выберут место напротив подъезда»,— считает Золотарева.
Но с 1 июля штраф за парковку в неположенном месте в столице вырастет в десять раз и составит 3 тыс. руб. И это может стать серьезным стимулом для москвичей задуматься о том, где ставить на ночь свой автомобиль. Власти рассматривают возможность разрешить парковку в ночное время под запрещающими знаками, однако эту инициативу еще необходимо согласовать с ГИБДД.
Более того, уже с 15 апреля власти начнут администрирование парковочных мест в центре города. Среди прочих мероприятий чиновники собираются класть под дворники неправильно припаркованных автомобилей листовки, на которых будет информация о фиксации нарушения и уведомление о стандартном штрафе в 300 руб. Неправильно припаркованную машину сфотографируют с использованием специальной аппаратуры Центра видеофиксации ГИБДД, так что от наказания водитель не уйдет, даже если выкинет листовку, — данные о наложенном штрафе останутся у дорожной полиции.
При этом рассылка «листовок счастья» может коснуться и запаркованных не по разметке машин во дворах — с точки зрения закона они также нарушают правила размещения автомобилей. Столичные власти уже объявляли, что будут карать автомобилистов, оставляющих «железных коней» на местах для парковки специального транспорта во дворах — пожарных машин.
В такой ситуации долго уговаривать москвичей ставить автомобили в торговых центрах не придется, полагает ведущий эксперт отдела развития группы компаний «Эшелон Геолайф» Михаил Каштанов. «При условии, что штраф за неправильную парковку сравним с месяцем аренды места в торговом центре, автомобилисты поймут — поставить машину на легальную стоянку проще», — заявил он «МН».
Гораздо больше рисков и трудностей властям предстоит преодолеть с собственниками парковок. «Вопрос обеспечения безопасности припаркованных автомобилей в Москве стоит очень остро. Всем известны истории о том, как их угоняют из торговых центров и потом никто не может найти виновников», — пояснил эксперт. При таком раскладе неудивительно, что владельцы торговых центров не идут на контакт с чиновниками и не хотят предоставлять свои площади под резидентную парковку. «Зачем им потом отвечать за ущерб, нанесенный оставленному на стоянке автомобилю? Если власти помогут предпринимателям с решением подобного вопроса, то, возможно, сотрудничество наладится гораздо быстрее», — полагает Каштанов.
К тому же не совсем понятно, утверждает эксперт, как будет решаться вопрос, если жители столицы начнут оставлять свои машины на этих парковках не только в ночное время, но и днем. «Если места будут забиты, то где парковаться покупателям, а если обязывать водителей вывозить свои автомобили, то пока никак не прописано, какими методами», — отметил Михаил Каштанов.
Жесткие меры неизбежны, считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. «Парковочное пространство города должно быть отрегулировано. Возможность отслеживать, в каком районе есть свободные места на парковках, организована во многих городах мира, например в Нью-Йорке», — рассказал он «МН». Насколько это технически осуществимо в Москве, где на 1 тыс. жителей приходится более 400 автомобилей, судить пока рано, отметил эксперт, но сохранять режим свободной на 100% парковки не представляется возможным.
Гонят со двора
Москвичам могут предложить парковать автомобили до утра в торговых центрах
Наверх