Кто: Андрей Будько, создатель ледового катка «Герда» на «Флаконе» и передвижного эстрорама-парка, на счету которого опыт работы в графическом дизайне, брендинге и дизайне интерьеров.
Что: Estrorama — дизайн-студия по производству предметов интерьера, мебели, а в скором времени — и украшений.
Сколько: 100 тыс. руб. потрачено на запуск, годовой оборот достиг 4 млн рублей
Начать может каждый
В конце 2009 года мне в голову пришла идея создать бренд в сфере предметного дизайна. Я понимал, что разработать и произвести те вещи, которые мне интересны, достаточно дорого, а законы рынка я знаю не очень хорошо. В принципе, если человек хочет открыть свой собственный проект, первое время особых знаний не требуется. Но со временем я понял, что самое главное — это практика. Никогда не помешает умение делать что-то руками. Плюс мне помогло и то, что по образованию я инженер, и многие технические моменты были мне понятны уже в самом начале.
Решив начать с малого, я поехал в Марокко и, взяв за основу традиционный марокканский пуф, изменил его на свой лад. Из пуфа я убрал практически все этнические элементы, чтобы он мог гармонично вписываться в разные интерьеры, и начал продавать под брендом Estrorama. К 2011 году я узнал, как происходит производство предмета с ноля до готовности, и понял, что пора начинать делать что-то новое.
С моими коллегами я попал на «Флакон», где мы начали делать лавки и гипсовые головы. Самым первым появился морж, затем арктический медведь. Третьим стал конь, с которым связана особая история. Раз в месяц мы делаем не простого коня, а единорога и разыгрываем среди наших клиентов право его купить. Вообще мы стараемся не зацикливаться на чем-то одном и работаем с разными материалами. Сейчас делаем гипсовые головы, скамейки из дерева, карамельные леденцы.
В скором времени появится серия ювелирных украшений из фарфора и серебра. В 2013 году мы сняли новое помещение в центре Москвы и тогда же, по сути, сузились до одного лишь изготовления голов. Производство мы наладили сразу, как только въехали, а в ремонт вкладывались уже по ходу дела. На этом же этапе я начал работать с дизайнером фарфора Таней Клименко. Немного позже нам потребовалось больше людей, и мы придумали историю со стажерами на лето 2013 года. Приходило много людей, и в итоге три человека остались. Теперь нас пятеро.
Неизбежные трудности
Большая проблема заключается в том, что у российских дизайнеров фактически отсутствует практика. Они рисуют все свои проекты на компьютере. У нас в стране не существует доступных мастерских, где дизайнеры могли бы оттачивать свои навыки, да и сама эта индустрия от этапа создания предмета до момента его продажи практически не выстроена.
В результате у нас практически нет возможности объединяться с коллегами по цеху, ездить на выставки, организовывать разные мероприятия, как это происходит за границей. Если в России открывается редкая выставка предметного дизайна, то, как правило, большинство ее участников — это итальянцы и голландцы.
Еще один минус заключается в том, что очень сложно найти современную техническую литературу на русском языке. Скажем, если мы решим поработать с каким-нибудь новым материалом, то разные учебники и справочники придется искать среди иностранных книг или в крайнем случае среди советских. Именно так мы поступили, когда нам потребовалась информация о производстве карамели.
Также сложность у нас возникла при открытии помещения на «Флаконе». Мы вложили в его ремонт около миллиона рублей, но быстро поняли, что денег на производство не осталось. На тот момент у нас были только гипсовые головы и лавки, денег от продажи которых не хватало на содержание нашего магазина.
Таким образом, для себя мы сделали вывод: если человек работает в сфере предметного дизайна, то шоу-рум стоит открывать лишь тогда, когда у него есть четыре-пять готовых предметов, которые он может производить регулярно. Иначе затея просто не окупится.
Удовольствие от процесса
Нам очень нравится заниматься предметным дизайном. Особенно учитывая тот факт, что конкуренции в этой сфере в России практически нет. У нашей команды множество планов на будущее. В скором времени мы переедем в просторную мастерскую на метро «Сокол». Центральную часть этого помещения будут занимать две комнаты с верстаками, которые мы планируем сдавать дизайнерам. Тот, для кого снимать собственную мастерскую не по карману, сможет арендовать наш верстак и работать над своими проектами рядом с нами.
Как я уже говорил, в наших интересах сделать индустрию шире. Кроме того, в мастерской будет отдельное производство для каждого нашего продукта: гипсовых голов, фарфора, лавок и различных экспериментальных вещей. Любой человек сможет прийти в мастерскую и посмотреть, чем мы занимаемся. В ближайшее время мы планируем выпустить пять новых предметов, а со временем начать производить серьезную мебель.