— Как в вашем театре появился «Добрый ящик»?
— Это было где-то в сентябре или октябре прошлого года. Я остался в театре на ночь и сделал его (до открытия «Гоголь-центра» мы располагались на «Платформе»). А когда переезжали в «Гоголь-центр», то мы с однокурсником и ящик перевезли.
— Как часто приходится опустошать ящик?
— Наполняется он очень быстро, люди постоянно приносят что-то. Я освободил ящик позавчера, сегодня уже опять много всего. И это круто.
— Что приносят?
— Все-все-все, от расчесок и духов до курток, пальто и ботинок.
— Как вы передаете вещи нуждающимся?
— Например, позавчера все вещи мы сгрузили в машину к Кириллу Семеновичу Серебренникову и отвезли доктору Лизе. Еще мы сотрудничаем с фондом «Милосердие». Относим одежду в церковь в конце Столешникова переулка. Или просто иду например, к метро, вижу человек лежит, спрашиваю, что ему нужно, и приношу.
Театр и любое другое искусство — это своего рода ложь
— Вы планируете свой опыт продвигать в другие театры?
— Это было бы круто! Когда наша PR-служба выложила в сеть фото ящика, люди из Одессы, из разных других городов писали, что и они в свой театр такую штуку хотят. Я бы очень хотел, чтобы эта радость появилась и в других местах.
Никита Кукушкин актер «Гоголь-центра», создатель «Доброго ящика»
— Может, московский департамент культуры как-то отреагировал на вашу инициативу?
— Наверное, в департаменте слышали. Сергей Капков у нас в театре часто бывает, он же видит ящик. Я буду счастлив, если городские власти возьмут эту идею на вооружение.
— Почему вы решили собирать вещи для бездомных людей?
— Ну, в любом театре актеры, режиссеры надеются, что то, что они делают, может изменить мир к лучшему. Но в какой-то момент я понял, что это невозможно. Театр и любое другое искусство — это своего рода ложь. Если ты хочешь помогать людям, то можешь это делать без преломления света любым видом творчества. Просто подойти и помочь человеку.
— Такое ощущение, что вы немного разочаровались в профессии.
— Да, это был страшный момент. Я понял, что есть две группы людей, которые хотят изменить мир к лучшему. Предположим, что справа стоят люди творческих профессий (актеры, режиссеры, ученые, философы, музыканты и поэты, разные якобы гении), а слева — блаженные, святые, юродивые. Перед ними — раненный человек, воплощение всего человечества. И разница этих групп в том, что творческие люди в отличие от святых, не подходят к человеку, чтобы утешить его и залечить рану, они создают произведение, с помощью которого человек должен понять, что должен сам намазать йодом язвы. При этом они получают деньги, их портреты висят на афишах. Действительно мир к лучшему меняет вторая группа, но людей, согласившихся принять такой свет, слишком мало. Если я выхожу на сцену, питаю свою гордыню, то вместе с этим обязан делать что-то хорошее. Если я знаю о существовании бога и света, то должен помогать людям самым прямым способом.
Перед тем как взять табличку, люди должны быть уверены, что этот обет будут держать, что это не прикол
— У вас есть еще интересные идеи, как изменить мир к лучшему?
— Да, я хочу сделать квадратный деревянный ящик, который будет стоять при входе в театр, и он будет называться «обетница», от слова «обет». Там будут лежать таблички с надписями об отказе от различных пороков, которые опутывают нашу жизнь (курение, алкоголь, наркотики, похоть, желание тратить много денег). Но перед тем как взять табличку, люди должны быть уверены, что этот обет будут держать, что это не прикол. Это должно быть сакрально и важно. Есть еще идея скидываться деньгами, чтобы покупать сухие пайки, рядом с «Гоголь-центром» Курский вокзал и бездомных очень много.