«Книгострой» расположился вне выставочных пространств Non/fiction — как и положено выставке, которая посвящена объектам городского пространства. Фотографии, запечатлевшие самые трогательные отношения книги и архитектуры, разместились в открытом павильоне «Периптер», который находится слева от входа в ЦДХ. Материалы для выставки собрали идеологи проектов «Книги в парках» и «Архиwood», и главная тема, конечно, — книга, но не в ней одной дело. Роль книги в этой истории самая для нее неслыханная — она рассмотрена и утверждена как новое средство архитектуры. Книга в наше время ищет теплое местечко в мире инноваций, дизайнерских новшеств и более простых способов получения информации. Как и все то доброе, к чему тянется душа молодого и современного горожанина, книга перекочевала в парки, зоны отдыха, аэропорты, кафе, автобусные остановки. Так в мире, а как у нас? Книга сделала несколько робких шагов в сторону Парка Горького, Музеона и Сада им. Баумана, где этим летом работали несколько книжных модулей. Книга стала частью духовного и художественного мира, первого - по восприятию и ощущению, второго - по сути и количеству содержимого.
Библиотеки и книжные магазины сами идут к человеку и возникают в тех местах, где достаточно протянуть руку и взять. Не нужно платить, выбирать, подвергаться агрессивному «впариванию» со стороны продавцов и маркетологов. С книгой все просто - это тот лаконичный элемент интерьера, что способен внедриться в любое пространство функционально и декоративно. Вот представьте: вы в общественном туалете — как неожиданно приятно будет обнаружить здесь книгу? Пусть она — предмет обстановки, но всегда готова выполнить свою миссию. То же — в кофейне, на набережной, в общественном транспорте, в магазине, парикмахерской. Книга с недавних пор стала «квартироваться» в местах пляжного отдыха — книжную архитектуру на пляжах в 2005 году придумали голландцы, к ним тут же присоединились бельгийцы, а затем и другие страны, где загорающие и купающиеся, серферы, дайверы и прочие проявляют острый интерес к чтению. Сегодня пляжной литературой только в Европе пользуется 25 тысяч человек и всего 1% книг не возвращается. А как было бы у нас?
С одной стороны книга возвращает себе статус элитарности, как деревянные окна, безжалостно выкорчеванные с приходом пластика. Книга стала и предметом роскоши — потому что единицы текстовой информации давно приобрели другие, элементарные цифровые формы — и в то же время игрушкой, которую, поиграв, можно отдать другому. Так, с приходом этого понимания, в России появился буккроссинг, как следствие — места обмена книгами и точки пожертвования литературы. В основном это библиотеки, кафе и неформальные офисы, которые использовали книгу, как декоративный элемент, подчеркивающий легкую интеллектуальную направленность заведения.
Новые формы общения с книгой потребовали новых пространств для нее: почему бы не вынести книжный шкаф за пределы внутренних пространств? Идея книжных шкафов на улице стала способом необычного одомашнивания городской среды, посевом уюта, с которым всегда ассоциировалась книга и дом, в открытые и порой не столь дружелюбные пространства. К тому же книга — носитель интеллектуальных единиц информации, так что город от нее только умнеет. Как, впрочем, и его жители.
Художник взял книгу и сделал из нее объект: он мог разрезать ее, выбросить, разукрасить, отправить в космос в двадцатикратном увеличении — художественное «освящение» не станет причиной повального чтения, всего лишь возвысит книгу, как предмет искусства. Над эволюцией и деградацией книги размышляют многие художники и дизайнеры: первые используют, препарируют книгу в своих инсталляциях, вторые — надевают моделям на подиуме как шляпку. А может пора открыть забытую суть книги? Так, к примеру, австралийская арт-группа Luzinterruptus выстилает мостовые Мельбурна десятью тысячами книг, и озабоченные горожане начинают спасать светоч знаний из-под ног самих же себя.
Книга за ушедший век становилась и жертвой массового потребления, и вторсырьем, и строительным материалом, и причиной споров экологов и приверженцев цифровых инноваций и вдохновением архитекторов, строителей библиотек. Летом этого года книга стала главной героиней архитектурного конкурса на создание книжного павильона, так называемого «гоголь-модуля». В конкурсе победила мастерская Rue Temple: Дарья Бутахина и Александр Кудимов, чья лесенка-шкаф все лето радовала гуляющих в Музеоне, а другая работа, цилиндрическая скамейка с книжными полками, преобразила Сад им. Баумана.
Так книги приходят в город, и это вторжение пойдет всем нам на пользу. Следующей темой для внедрения в городское пространство станет микродом — этой зимой в Музеоне пройдет конкурс «Города», который представит 126 проектов на тему малого уюта.
Кстати, стойки-панели павильона «Периптер» были созданы архитекторами Сергеем Гикало, Александром Купцовым и Антоном Федуловым так, что если взглянуть на них под определенным углом, то почудятся страницы открытой книги.
Николай Малинин, куратор выставки «Книгострой»:
— Выставка посвящена книге?
— Мне хочется делать выставки скорее о городской проблеме — это не реклама, не популяризация книги, а попытка проанализировать очевидные тенденции, привлечь мировой опыт и посмотреть, что происходит в мире на эту тему, а что у нас. Архитектура уже не способна порождать новые формы и идеи сама по себе, а если скрещивать ее с другими формами, то получается, что она переживает вторую и третью жизни. Сейчас актуальна коллаборация, не архитектура ради архитектуры, а диалог с чем-то иным. Было интересно, как меняется пространство во взаимодействии. В истории это не новая форма, но по тому, как она организована и как она живет — это абсолютное новшество.
— Насколько живучи в нашем городском и социальном пространстве подобные объекты?
— Я с самого начала понимал, что нужны именно объекты-трансформеры, которые какое-то время работают как лавка, а потом становятся частью пространства, в этом их многофункциональность. У нас плохой климат, наше общество не лояльно и не совсем готово к чуждым элементам культуры, у нас процветает вандализм — поэтому мы и показываем все эти фото, чтобы люди поняли, какой опыт есть за границей и как там любят и умеют жить в общем пространстве. Парк Горького возник недавно, но за ним подтягиваются и другие места. Начало положено, жизнь идет, люди интересуются — мы предлагаем им чуть более культурные и вдумчивые варианты объектов для жизни и не боимся, что они их изувечат эти объекты — ну что, это тоже опыт и знакомство.
— Вы считаете, книга превратилась в фетиш и элемент лайфстайла?
— Мы все понимаем, что ставим на полку красивую книгу, наслаждаемся ее запахом, бумагой и переплетом — эстетика бумажной литературы симпатична и мне и многим другим. И мы покупаем книг больше, чем можем прочесть уже давно, вот эти работы современных художников и показали это с некоторой иронией и сарказмом — книжка есть декорация, и это понятие неоднозначно. Всем понятно, что проще найти стихи в интернете, чем листать книгу, нарушились взаимоотношения с печатным словом, но никто не хочет, чтобы книга умерла. Наша выставка наблюдает за книгой в реальном времени, это размышление, а не пропаганда.
— Как возникла идея выставки?
— Выставка началась именно тогда, когда летом этого года проходил конкурс «гоголь-модулей», по результатам несколько модулей появились в парках города. По итогам могу сказать — это интересно всем, и дизайнерам и горожанам. Книги и архитектура могут здорово изменить пространство, это и украшение парков и место общения, и работа в этом направлении только начинается.