У сцены в парке несколько десятков бурно жестикулирующих людей. Издали публика ничем не отличается от толпы перед любым концертом. Девушки снимают друг друга на айфон. Парни в толстовках переминаются с ноги на ногу в молчаливом ожидании. Бегают дети, мужчина снимает панораму на айпад. Вблизи видно, что у некоторых за ушами слуховые аппараты. Это фестиваль глухих, который в четвертый раз проходит в «Сокольниках». Через десять минут на сцене появятся дети и взрослые - будут танцевать и петь на языке жестов.
Стройная девушка в черном платье с богатой мимикой и мощной энергетикой поет на языке жестов «Жизнь в розовом свете» Эдит Пиаф. 22-летняя Алена Молоснова, студентка второго курса Государственного специализированного института искусств (ГСИИ), готовила номер на занятиях по жестовому пению в своем вузе. «Преподаватели по нотам расписывают ритм каждой композиции. Не все, как я, могут сами уловить звук. Двое в нашей группе абсолютно глухие. Для них педагоги сначала разбивают песню на ритмические отрезки, а потом показывают жесты на каждый из них», - рассказывает Алена. Потом преподаватель только отсчитывает ритм, а студент — показывает соответствующие жесты. Сначала осваивают технику на русских песнях, а в перспективе переходят на иностранные языки. «Я выбрала французский, потому что он дается мне легче английского. Песню Эдит Пиаф мне посоветовала мама. Я долго работала с ней: посмотрела все фильмы с этой певицей, слушала все ее песни. Можно сказать, что скопировала ее внешность, характер, а потом положила жесты. Пока я жестикулирую по-русски, чтобы было понятно публике, а в будущем буду петь на французском», - говорит Алена.
Кроме Алены из ГСИИ на фестивале выступает танцевальная группа студентов четвертого курса. Институт инклюзивного образования, где они учатся, единственный «культурный» вуз такого рода в России. Он существует с 1991 года и набирает студентов на три факультета — музыкальный, изобразительных и танцевальных искусств. Старший преподаватель по танцу Елена Бидная, как и некоторые педагоги, сама слышит хорошо и при этом не видит особой разницы в преподавании предмета. «Отличается сама подача материала: объяснение терминов, правил классического танца. Если слышащему человеку достаточно показать и объяснить словами, то здесь зачастую нужно еще и найти точный жест, который передал бы значение слов. Иногда приходится держать колено руками - тогда человек понимает, что оно не должно «гулять». Ребята не слышат музыки, поэтому мы ее переводим в счет. Им, конечно, тяжело: они постоянно следят не только за своим телом, но и за руками переводчика или педагога», - рассказывает она.
Это не значит, что преподаватель, как дирижер, стоит перед сценой. Так бывает только на занятиях. Если сцена закрытая, то танцоры следят за показывающей счет рукой в окошке световой рубки. Счет могут держать слабо слышащие студенты внутри группы. «У нас много разных секретов, которые, наверное, лучше не выдавать», - говорит Елена. Она пришла в этот институт пять с половиной лет назад после рождения ребенка. До этого Елена прошла актерскую школу в Саратове, аспирантуру по пластике в Щукинском училище, работала в театре и пробовала преподавать. «После родов я поняла, что не смогу работать в театре, пошла в преподаватели и сразу попала в ГСИИ. Мне с ними легко, в чем-то мы с ними похожи. Я человек, который всю жизнь занимается пластикой, они — говорят на языке жестов», - рассказывает она.
Пока глухие и слабо слышащие дети не доросли до института, они могут научиться танцевать и петь на языке жестов в школах. На фестивале выступает коллектив «Ангелы Надежды». Девочки и мальчики ритмично перестраиваются и пластично взмахивают руками— похоже на смесь танца и языка жестов. В младшей группе — 20 человек от 10 до 15 лет, в старшей, до 23 лет, — 16 человек. В «Ангелах надежды» занимаются дети и младше— все зависит от того, в каком возрасте их приведут родители.
Методика преподавания в этой школе, в принципе, та же, что и в институте. «Сначала мы разбираем ритм. Дальше показываю движения. Сначала учим элементы на первые четыре такта, потом — на вторые. Придумываем связи и соединяем все элементы. В итоге поставить танец можно за три- четыре репетиции, а чтобы более-менее отработать, понадобится месяц-полтора», - рассказывает балетмейстер «Ангелов надежды» Евгения Ровейн.
У «Ангелов надежды» есть специальная аппаратура, которая упрощает задачу. В зале для репетиций установлена индукционная система. «По периметру зала стоят усиливающие датчики, которые передают музыку в слуховой аппарат», - рассказывает балетмейстер. У самой Евгении нет проблем со слухом. Она занималась танцами и преподавала в обычном лицее, а три года назад случайно попала в этот коллектив. «В общении проблем нет — я учусь у них, они - у меня. Определенное количество жестов уже выучила. Если дети что-то не понимают, они читают по губам», - говорит Евгения.
Вместе с Евгенией детей из «Ангелов надежды» за сценой встречает художественный руководитель Елена Орлова. Она преподает жестовое пение. Школу «Ангелы надежды» Елена основала 10 лет назад - она сама не очень хорошо слышит с детства. Елена окончила хореографическое отделение ГСИИ и Московский педагогический университет, преподавала в разных школах и создала собственную. Елена и Евгения постоянно подводят в разговоре к тому, что дети через танцы и пение интегрируются и встают на один уровень с другими детьми. «В последнее время стараемся принимать участие в фестивалях на общих основаниях — мы не объявляем заранее: «Сейчас выйдут слабо слышащие дети. Таким приемом мы показываем, что дети потрясающие, и их не надо жалеть», - говорит Евгения.