Лекции-завтраки CreativeMornings
CreativeMornings — серия бесплатных ежемесячных лекций для творческих людей, которые включают в себя небольшой завтрак с кофе и сладостями. Встречи проходят в 60-ти городах мира, а сама идея мероприятия зародилась в Нью-Йорке в 2008 году. В июле 2013 года благодаря дизайнеру Ольге Епихиной и команде волонтеров CreativeMornings пришли в Москву. Лекции с участием интересных спикеров и экспертов в сфере творческой индустрии проходят раз в месяц совершенно бесплатно. Для участия нужно зарегистрироваться на сайте мероприятия.
Федор Сухарников, один из организаторов лекций-завтраков CreativeMornings
— Главная идея проекта — давать людям заряд бодрости и хорошего настроения по утрам, чтобы они вдохновленными ехали на работу и делали этот мир лучше. 13 декабря у нас будет пятая по счету лекция. До этого были завтраки с театральным режиссером Эдуардом Бояковым, архитекторами Дмитрием Ликиным и Олегом Шапиро, писателем и критиком Линор Горалик и промдизайнером Ярославом Рассадиным.
CreativeMornings — глобальная тенденция, потому лекции по всему миру проходят в рамках темы, заранее запланированной мировыми главами. В каждом городе тема раскрывается и интерпретируется по усмотрению организаторов. Встречи проходят раз в месяц по пятницам с 8:30 до 10:00, после чего люди едут на работу. Гостям предлагается легкий завтрак с кофе, чаем и десертами, с 9:00 начинается лекция на 25 минут, затем следуют вопросы-ответы. На утренние встречи Creative Mornings приходит в среднем 100-120 человек. Спикеры, в свою очередь, с большим удовольствием принимают приглашения принять участия в наших лекциях.
Доступная благотворительность от Handmade charity
Проект Handmade charity устраивает праздники для детей с ограниченными возможностями, детей из неблагополучных и приемных семей. Идеологи и создатели сообщества — Анна Пинская и Ольга Флер. Все началось с детских праздников в «Хлебе Насущном» еще год назад, но официально проект Handmade charity заработал в сентябре 2013 года с появлением страницы на фейсбуке. С тех пор девушки вместе с командой волонтеров успели организовать 7 праздников, причем целиком и полностью собственными силами. Их основная задача — показать, что находиться рядом с детьми с инвалидностью — это радость, вопреки всем стереотипам. Именно поэтому детские праздники Handmade charity проходят в городских кафе и ресторанах, где бывают обычные люди.
Анна Пинская и Ольга Флер, сооснователи проекта Handmade charity
— Все праздники мы делаем своими руками, отсюда и название. В нашем проекте главное - это волонтеры! Именно они приносят детям радость и тепло. Удивительно, что молодые люди, у которых все хорошо, думают о ком-то еще и помогают. А ведь лучший способ помочь таким детишкам — подарить им чуточку внимания. Сейчас в группе на фейсбуке уже более 1300 человек. Любой желающий может принять участие, исходя из своих возможностей: купить подарки детям или расходные материалы для творческих занятий, украсить помещение воздушными шарами, подвезти на машине тех, кому сложно самостоятельно передвигаться по городу, или стать клоуном на один день. Мы с радостью принимаем и претворяем в жизнь любые инициативы.
О местах для праздников договариваемся заранее с разными заведениями. Обычно нам идут на встречу. На праздниках мы проводим кулинарные уроки и творческие мастер-классы. Мы приглашаем детей-инвалидов из разных благотворительных фондов, детских больниц и учреждений. И всегда зовем обычных детишек. В организации каждого праздника участвует 20-30 волонтеров, максимальное количество детей на мероприятии — более 100. Мы рады всем и собираем под одной крышей совершенно разных ребят
Семейный клуб для мам с детьми Mama’s place
Проект Mama’s place — семейный клуб, предназначенный для мам с маленькими детьми, который находится в центре современной культуры «Гараж» в парке Горького. Здесь можно заниматься йогой вместе с ребенком, слушать полезные лекции и посещать интересные мастер-классы. Для детей от шести месяцев в клубе проходят развивающие занятия, для взрослых — уроки по живописи. Клуб работает в будни со вторника по четверг с 11.00 до 14.00. Стоимость одноразового посещения для мамы — 800 руб. Абонемент на десять занятий в течение двух месяцев обойдется в 7000 руб. В субботу в Mama’s place проходят семейные лаборатории — мастерские, где семьи в полном составе участвуют в каких-то мастер-классах (11.00–14.00). А в 17.00 можно послушать концерт классической музыки.
14 сентября в Культурном центре ЗИЛ появился филиал Mama’s place — клуб маленьких книголюбов и их родителей. Он работает с 11.00 до 14.00 по субботам. Для детей здесь проводятся интерактивные занятия по сказкам и другим литературным произведениям, для родителей — лекции с писателями. Цена билета для взрослого — 400 руб., дети бесплатно. 1 октября проект заработал в Доме детского творчества в парке «Сокольники». Программа схожа с той, что действует в «Гараже»: мастер-классы по приготовлению полезных сладостей, бизнес-лекции, уроки по живописи и изготовлению мягких игрушек. Стоимость — 600 руб. в день.
Софья Шейман, создатель проекта Mama’s place
— У нас в команде четыре мамы, у каждой из которых по двое детей — от годика до пяти лет. В какой-то момент мы поняли, что материнство — это, конечно, прекрасно, но сидеть все время дома сложно. Хочется сходить на концерт или лекцию, заняться полезным делом или освоить какие-то навыки. Так и появилась идея семейного клуба, который объединил бы в себе все и позволил мамам жить полной жизнью, не оставляя при этом своих малышей. Mama’s place в парке Горького уже год, остальные филиалы действуют с начала осени 2013 года. У нас есть разные мастер-классы, развивающие занятия для детей и дискуссионные клубы для мам, где они обсуждают насущные проблемы. В будни приходит от четырех до семи человек с детьми, а на субботних концертах классической музыки бывает иногда по 30 семей.
Экоинтервенции и фестивали от «Зеленого фонаря»
Социально-экологический проект «Зеленый фонарь» появился меньше года назад. За это время его создатель Мария Шувалова успела запустить производство товаров из «семенной бумаги», устроить множество экоинтервенций по озеленению города и провести фестиваль, посвященный партизанскому садоводству. Основная цель «Зеленого фонаря», по словам Марии, развитие культуры городского огородничества, популяризация экообраза жизни и сокращение объемов бытовых отходов путем их повторного применения без переработки (upcycling).
Мария Шувалова, создатель экопроекта «Зеленый фонарь»
— В начале года у меня был образовательный проект «Социальные инновации». Я рассказывала студентам о зарубежных проектах, инициативах и трендах. В какой-то момент захотелось перейти от слов к делу, но ресурсов и времени особо не было. Нужно было что-то простое, быстрое, бюджетное. Под эти критерии хорошо подходили две зарубежные истории: seedbombing (разбрасывание шариков из смеси-основы и семян на пустырях и в местах, нуждающихся в озеленении) и PET-bottle-farm (создание домашних грядок из использованных пластиковых бутылок). Они и стали основой нашего проекта. Точнее, двух его направлений: «семенная бумага» и «живой пластик». Мы сделали продукт и протестировали его. В мае 2013 года сделали первую партию экспериментальных изделий из «семенной бумаги» — «бижутерию», затем начали выращивать растения в пластике.
Пять месяцев, с мая по сентябрь, мы исследовали три округа Москвы — ЗАО, СЗАО и ЮЗАО. Сделали более 5 тыс. фотографий и взяли множество интервью с создателями городских садов, жителями-соседями и случайными прохожими. Стало понятно, что городское садоводство и огородничество не столько инновация, как мы думали ранее, сколько традиция. Возраст обнаруженных огородов составлял 4–15 лет. У всех людей, которых мы встречали, были разные интересы: одним нравится сажать цветы, другим — съедобные растения, третьи любят естественную природу, леса и парки. Так появилась идея трех городских фестивалей: «Сад.на.один.день», который уже прошел 30 ноября, «Парк.на.один.день» и «Огород.на.один.день». Два последних пройдут в 2014 году.
«Территориальный банк заслуг» для инициативных горожан
Проект «Территориальный банк заслуг» был создан и реализуется в Щербинке (район «Южное Бутово») Лабораторией социальных инноваций Cloudwatcher. Его основная цель – объединение социально активных людей, внедрение лучших волонтерских практик, вовлечения населения в развитие микрорайона и помощь в реализации городских проектов. Банк работает по принципу: чем больше пользы приносишь другим, тем больше возможностей получаешь для себя. Для того, чтобы стать участником системы, нужно зарегистрироваться и внести свой вклад в банк: деньги, личное время или любые товары хорошего качества, которые подлежат обмену.
Каждый вклад оценивается в лептах (денежной единице банка). Затем участники создают собственные социальные проекты, либо становятся членами команды проектов, заявленных другими людьми. Система банка помогает собрать денежные и человеческие ресурсы на задумку, после чего она реализуется и получает оценку. В результате, команде перечисляются «лепты» (благодарности), на которые можно приобрести товары и услуги в системе банка.
Людмила Оробец, волонтер «Территориального банка заслуг»
— Наша основная задача — подтолкнуть людей к действию и предоставить им некий инструмент для реализации идей и инициатив, которые могут улучшить жизнь внутри одного микрорайона. Банк устроен таким образом, что человек делает что-то хорошее для общества и получает взамен какие-то блага из маркета проекта, созданного пользователями сайта. В базе разные вещи и услуги, бесплатное посещение мастер-классов и многое другое. Это своего рода AVITO, где люди обмениваются полезными вещами, но без денег. Мы выступаем как операторы, генераторы, и, зачастую, помогаем развитию малого бизнеса, подключая к работе банка какие-то бонусные программы для городских активистов. Кроме того, устраиваем лектории и приглашаем на них разных экспертов, которые рассказывают о нюансах реализации городских проектов. Есть у нас в активе и социально-предпринимательские проекты, которые реализуются инициативными людьми на территории.
Сейчас у нас на сайте порядка 600 регулярных пользователей, но в проектах и акциях банка за год приняли участие более 4 тысяч человек. Реализуемые через банк инициативы делятся на несколько типов: это либо социокультурные проекты, либо благотворительные мероприятия, либо эко-акции. К примеру, у нас были разные праздники дворов, проходил масштабный конкурс «Соседи», в рамках которого люди вспомнили о том, что такое добрососедство и помогали друг другу, благотворительный аукцион «Коровы» по сбору средств для благотворительного фонда «Галчонок» и субботники по уборке микрорайона. В этом году эко-центр «Воробьевы горы» разработал специально для Щербинки экологический квест, который привнес игровую форму в монотонный процесс уборки территории