Антонина Белорус, окончила Иркутский государственный технический университет по специальности «Архитектура», проходит стажировку в департаменте культуры города Москвы, 24 года
— На стажировку я попала случайно, можно сказать — по объявлению. Думала, что это либо что-то очень крутое, но тогда туда невозможно попасть, либо что-то, наоборот, несерьезное, ну просто в правительстве понадобились юные практиканты — носить чьи-то бумажки.
открыто в правительстве Москвы, по данным на 3 декабря
Родители сначала не поняли, зачем я пошла стажироваться, но когда я показала им пропуск, на котором написано, что я ведущий аналитик правительства Москвы, они сказали что-то вроде: «Ого, вот это круто! Мы тобой гордимся!»
У всех стажеров разная зона ответственности. В первые дни на тебя смотрят с недоверием, вроде «пришел к нам какой-то практикант из института», и ты вообще ничего не делаешь. Потом начинают давать какие-то скучные задания: «Возьми почитай наши документы». Это продолжается ровно до того момента, пока ты не покажешь, что действительно что-то умеешь.
Начинать работу в государственных органах можно с ответов на обращения граждан. Многие думают, что это скучная, ненужная работа. Это не совсем так. Ответы на письма и звонки горожан позволяют «быть в теме», быстро понять, как функционирует орган власти. Хотя бывают и нелепые вопросы из разряда: «Сколько это может продолжаться?» Один житель как-то пожаловался, что на газон перед его домом за сутки зашли 73 собаки. Вопрос к властям: «Почему никто не охраняет газон от собак?» Я разъяснила, что на самом деле у нас нет закона, который бы ограничивал перемещение собак во дворах. Хотя рекомендация не выгуливать собак на газоне есть. Но официально город ничего с этим сделать не может.
— зарплата руководителя среднего звена в правительстве Москвы
— зарплата специалиста в правительстве Москвы
После стажировки я хочу продолжить работать с вывесками и нестационарными объектами, фасадами зданий и сезонными кафе.
Во время стажировки я увидела, что чиновники не просто сидят и бумажки перекладывают, а действительно работают. Причем не из-за денег, а ради идеи изменить город. Конечно, некоторые проблемы быстро не решить. Пробки, например. Но какие-то изменения в городе происходят в режиме реального времени, прямо на глазах. За три месяца, которые я провела в комитете по архитектуре, я видела, как наша работа реально меняет город. Мне довелось поучаствовать в реализации пилотного проекта, мы размещали информационные конструкции в Москве. Я каждый день выходила на Тверскую и видела, как некрасивые вывески меняют на новые, те, что мы согласовали.
Я замужем, сама себя не обеспечиваю, поэтому 25 тыс. руб. в месяц мне хватает. Для многих как раз этот фактор стал ограничивающим. Я знаю людей, которые мечтали пойти на стажировку в правительство, но из-за низкого вознаграждения не смогли себе это позволить. Им надо снимать квартиру, питаться, одежду покупать и все такое. Хотя, с другой стороны, я знакома со стажерами, которые живут исключительно на эти деньги и еще жилье себе умудряются снимать.
Никита Чижевский, окончил Высшую школу экономики, факультет «Прикладная политология», проходит стажировку в департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства, 22 года
— Средний возраст сотрудников у нас около 30 лет. Начальники — постарше и поопытнее. Точно не могу сказать, везде ли это так в московском правительстве или только в департаменте науки такой молодой коллектив.
Я пошел на стажировку, потому что не понимал, чем именно хочу заниматься после вуза. Когда узнал, что во время стажировки можно будет поработать сразу в четырех различных органах власти, понял, что это именно то, что мне нужно. Это дает возможность получить общее впечатление от работы чиновником и выбрать самое интересное.
С коллегами я стараюсь не заводить дружеских отношений. Поддерживаю чисто профессиональное общение. Ведь это работа. Естественно, мы разговариваем в обеденный перерыв о жизни, но вне работы не встречаемся.
На руки мы получаем около 22 тыс. руб. Я живу с мамой. Мы с ней договорились, что первое время после окончания университета я буду пробовать работать в разных местах, чтобы найти то, что мне понравится. Поэтому первое время я живу за счет матери. У нас общий бюджет. Я воспринимаю стажировку как вклад в будущее.
Справка
Молодых чиновников отбирали более чем из тысячи претендентов. Конкурс на участие в проекте составил 20 человек на место. Вознаграждение за работу составляет 25 тыс. руб. в месяц. Средний возраст участников эксперимента — 24 года. Опыт работы у большинства претендентов уже был, остальные трудоустраивались впервые.
В департаменте науки меня отправили работать в пресс-службу. Отдел оказался очень маленьким, всего пять ставок, две из которых пустовали. Людей явно не хватало. В работу меня включили сразу, никто не спрашивал, хочу я ее делать или нет, кто я такой, откуда пришел и на что способен. В общем, ничего доказывать и отбивать у кого-то работу мне не пришлось.
Мне поручили большой проект — перевод сайта департамента со старой платформы на новую. Сейчас все правительство Москвы переходит на унифицированный шаблон интернет-сайтов. Нужно было не просто перенести информацию с одного сайта на другой, а создать совершенно новый контент. Сам я его не писал. Я был посредником между коммуникационным агентством и руководителями различных управлений департамента. Проект сайта был в целом на мне, и он удался. Я пришел в департамент 1 июля, а когда уходил, 30 сентября, новый сайт открылся. Это мое маленькое достижение.
Неприятных моментов в работе не было. Хотя с некоторыми людьми было трудно коммуницировать. Например, мне было что-то нужно от них срочно узнать по работе, а у них было мало времени. Но это рабочие моменты. Конфликтов не было. Может, потому, что коллектив был настроен не на конкуренцию, а на общий результат.
В процессе работы стало понятно, что система госконтракта дает не лучший результат. Орган власти по закону обязан выбирать того подрядчика, который предложит максимально низкую цену. Зачастую стоимость работы, за которую подрядчик согласился работать, не позволяет ему качественно выполнить заказ. Но властям приходится с ними сотрудничать и заставлять их работать, потому что сроки поджимают и заказ в любом случае необходимо сделать. К примеру, из рук вон плохо писались некоторые пресс-релизы — просто куча стилистических и орфографических ошибок. Тексты приходилось вычитывать, возвращать на доработку, просить исправлять снова и снова.
Сейчас я стажируюсь в департаменте культуры в Московской дирекции массовых мероприятий. Здесь просто нельзя работать не оперативно. Праздники и мероприятия должны происходить в определенные дни, и отложить их нельзя. У меня впереди еще половина срока в департаменте культуры. В какой орган власти я пойду дальше, пока не решил. Я бы хотел заняться системой госзакупок, поэтому скорее всего пойду в департамент по конкурентной политике Москвы. Правда, не уверен, что для меня там есть место.
Игорь Базий, окончил Московский государственный университет путей сообщения по специальности «Экспертиза и управление недвижимостью», проходит стажировку в департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, 21 год
— Реакция моих друзей на то, что я пошел стажироваться в правительство Москвы, была неоднозначной. Некоторые поддержали меня, хвалили и гордились. Кто-то, наоборот, сказал, что я выбрал что-то сомнительное: «Куда ты пошел? Иди зарабатывай деньги! Хватит уже учиться!»
Стажировка предполагает переход из одного отдела в другой. Каждый раз нужно заново устраиваться в новом коллективе. Есть коллективы, где работает «старая школа». Значит, тебе повезло, потому что коллеги все тебе расскажут, объяснят и покажут. Если ты попал в «новую школу», то будет сложнее — возиться с тобой никто не будет. В любом случае приходится балансировать на чаше весов: где-то ты стажер, где-то уже ведущий аналитик аппарата мэра. В одном случае тебе надо показать, что ты готов учиться и исполнять поручения. В другом — надо доказать, что ты аналитик и пришел сюда не у ксерокса стоять.
В Москомархитектуре я курировал проекты планировки. ГУП «НИиПИ генплана Москвы» готовит проект планировки, а на его основании Москомархитектура выпускает постановление и пояснительную записку к нему. Мне поручили согласовать с управами планы строительства трамвайных веток. Было сложно. К взаимопониманию мы пришли не сразу. Дело в том, что раньше эти согласования проводились только на уровне префектур, а теперь стало нужно еще и с управами договариваться. Управы же раньше никогда не работали с проектами планировки, поэтому мне пришлось вводить их в курс дела, объяснять, что это и зачем. Только после этого мы подписали проекты.
В департаменте транспорта было еще сложнее. Я проходил стажировку в рабочей группе «Развитие трамвайной сети». Тут мне пришлось доказывать свою компетенцию. В конце концов я получил достаточно серьезное задание: представить департамент транспорта на совете депутатов района Бирюлево. На совещании я рассказывал, как будут строиться линии, о новых трамвайных составах и тому подобное. Я ответил на вопросы муниципальных депутатов, будут ли соблюдены составом шумовые и технические характеристики, а также будет ли в них комфортно и удобно ездить жителям района.
Зарплаты мне хватает только на то, чтобы оплатить проезд до рабочего места и хорошо поесть.