Сегодня проект «Узнай Москву» предлагает прогуляться по историческим местам Тверской улицы. Первые упоминания о ней датируются XII веком. В XVII веке Тверская улица стала главной в городе. А еще через сто лет именно с нее начиналась дорога в новую российскую столицу — Санкт-Петербург. Здесь всегда строились самые лучшие дома, магазины и гостиницы. Современная Тверская остается одной из главных магистралей в столице. Она проходит от Манежной до Триумфальной площади (площади Маяковского). С 1935 по 1990 год называлась улицей Горького.
Камергерский пер., д. 3
Существует легенда, что в середине XIV века участок земли, где стоит дом, принадлежал Иакинфу Шубе, полководцу Дмитрия Донского. В 1767 году владение перешло к князю Одоевскому и его наследникам. В 1851 году дом достался Сергею Римскому-Корсакову; в народе здание прозвали домом Фамусова. Римский-Корсаков был женат на двоюродной сестре Грибоедова, с которой, по мнению литераторов, был написан образ Софьи в комедии «Горе от ума». Театральная история здания началась в 1882 году, когда по заказу Георгия Лианозова архитектор М.Н. Чичагов перестроил дом. Зрительный зал занял центральную часть задних комнат, а большая часть двора между зданиями превратилась в сцену. Лианозов сдавал помещение театру Ф.А. Корша и труппе госпожи Е.Н. Горевой; здесь пели знаменитые итальянцы Анжело Мазини и Франческо Таманьо. Позже театр арендовали для кафешантанов. В 1902 году по заказу Саввы Морозова реконструкцию здания осуществил архитектор Ф. Шехтель. После реконструкции вместимость театра увеличилась до 1300 человек. Для проектирования сцены был привлечен опытный антрепренер-режиссер, знаток сценических фокусов М.В. Лентовский; за техническое оснащение сцены отвечали братья Жуйкины. В результате получилась одна из самых совершенных сцен того времени. Существующая отделка сочетает в себе как элементы модерна, так и следы эклектичной обработки. Федор Шехтель придумал занавес со знаменитым орнаментом и изображением чайки, которая стала символом МХТ. В конце 1970-х была проведена капитальная реконструкция помещений театра.
Тверская ул., д. 14
Этот дом является украшением улицы на протяжении уже почти 230 лет. Он построен Матвеем Казаковым в 1787–1790 годах для Екатерины Ивановны Козицкой, младшей дочери заводчика-миллионера И.С. Мясникова. Трехэтажный дом с восьмиколонным портиком, опирающимся на высокий цоколь, проездной аркой и полукруглыми окнами. В 1824 году он стал главным великосветским и литературным салоном Москвы. Тут поселилась падчерица хозяйки, княгини Александры Григорьевны Белосельской-Белозерской (в девичестве Козицкой), — красавица-княгиня Зинаида Волконская, жена князя Никиты Григорьевича Волконского, старшего брата декабриста Сергея. Это в ее гостиной в 1826 году провожали княгиню Марию Николаевну Волконскую к мужу в сибирскую ссылку «прощальным вечером», на котором присутствовал и Пушкин. В доме бывали Жуковский, Веневитинов, П.А. Вяземский, Мицкевич, Баратынский и многие другие. В середине 1860-х дом принадлежал княгине Кочубей и сдавался пансиону Репмана, где учились дети богатых родителей, в том числе многие мальчики из семьи купцов Бахрушиных. В 1874 году особняк перестраивает архитектор Август Вебер для нового владельца миллионера С.М. Малкиеля. Дом приобрел пышный эклектичный декор. В 1898-м его приобретает купец Григорий Елисеев и подвергает здание последней глобальной перестройке. С 1898 по 1901 год над роскошными интерьерами трудился архитектор Г.В. Барановский с помощниками — М.М. Перетятковичем и В.В. Воейковым. Проходивший когда-то под домом проезд стал главным входом в «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин». Комнаты первого и второго этажей превратились в огромный торговый зал, сверкающий причудливой декоративной обработкой стен и яркими огнями изящных огромных люстр. Особняк принадлежал Елисеевым до 1917 года. Потом тут был гастроном 1, который неофициально все равно называли Елисеевским, — своеобразная визитная карточка Москвы. С этим магазином было связано одно из самых громких дел о хищениях в советской торговле. Директора магазина Юрия Соколова приговорили к расстрелу. В 2003 году к 190-летнему юбилею фирмы Елисеева новые хозяева провели реставрацию магазина.
Тверская ул., д.17
Ранее на месте этого здания находилась древняя церковь Дмитрия Солунского, которая была снесена в 1933 году. А рядом с ней в 1920-х годах находилось литературное кафе «Стойло Пегаса», где частенько бывал Сергей Есенин. Этот массивный дом — типичный представитель сталинской архитектуры — был построен в 1940 году архитектором А.Г. Мордвиновым и инженером П.А. Красильниковым. Пластика фасадов организована с помощью эркеров, балконов и наличников. Крупномасштабная арка-проезд фиксирует вход в примыкающий переулок. На верхней части дома находятся легкие башенки восточного типа. До 1958 года на угловой башенке этого дома стояла балерина, отчего и получилось название «дом под юбкой».
Огромная статуя балерины стояла с поднятой к солнцу рукой. Дама была очень грациозной, и москвичи считали, что это вылитая Ольга Лепешинская, прима Большого театра. Однако по поводу этой скульптуры весьма непристойно подшучивали. Остроумы даже сочинили стишок: «Над головою у поэта воздвигли даму из балета, чтоб Александр Сергеич мог увидеть пару стройных ног». Это намек на памятник А.С. Пушкину, который в 1952 году перенесли с бульвара на противоположную сторону. Балерины также давно нет, ее демонтировали: состояние было аварийное и она грозила упасть на голову какому-нибудь зазевавшемуся пешеходу. Но по старой памяти коренные москвичи называют этот дом «домом под юбкой».
В настоящее время здание является объектом культурного наследия регионального значения.
московские новости №161
Мамоновский пер., д. 7
Этот дом во владении купца первой гильдии Симонова известен с 1767 года, в 1778-м надстроен третьим этажом для Д.И. Нарышкина. Сохранил наружное оформление в духе раннего классицизма. В 1787 году приобретен президентом Вотчинной коллегии Матвеем Васильевичем Дмитриевым-Мамоновым, сын которого, Александр, был в то время фаворитом Екатерины II. В 1812 году дом принадлежал единственному сыну фаворита, графу Матвею Александровичу Дмитриеву-Мамонову. Во время французской оккупации в доме расположился пасынок Наполеона, принц Евгений Богарне. В 1830 году усадьбу продали казенной глазной больнице, которая под новой вывеской существует в доме до сих пор. Переулок, на который усадьба выходила боковой межой, сохранил название Мамоновского. В 1880-е годы низкие угловые скругления дома были надстроены до высоты центральной части. В 1941 году здание развернуто на 90 градусов и перемещено по косогору в переулок на новый фундамент и новый цокольный этаж.