Арбат, д. 2
Долгое время квартиры в этом доме сдавались внаем, а во второй половине XIX века здесь открылся трактир «Прага», в котором любили собираться извозчики, переделавшие незнакомое иностранное название в родное «Брага». В начале ХХ века дом перешел к купцу Петру Семеновичу Тарарыкину, сделавшему из трактира ресторан для состоятельной публики. Реконструкцию дома провел архитектор Л. Кекушев. «Прага» прославилась ежегодными «рубинштейновскими» обедами, встречами профессоров и выпускников консерватории.
После 1917 года в доме располагались и Высшие драматические курсы, и библиотека, и магазины. В 1924 году открылась столовая Моссельпрома. В нее «привели» Ильф и Петров Кису Воробьянинова, обольщавшего студентку Лизу. В 1954 году решено было восстановить ресторан. Над новыми интерьерами «Праги» работали дизайнеры из Чехословакии. Сегодня в здании работает и магазин-кулинария, где продаются одни из лучших в городе пирожные и торты собственного производства.
Арбат, д. 4
В середине XIX века в этом здании разместилось Общество русских врачей. Верхние этажи занимала лечебница, на первом работала аптека. К концу XIX века помещения заняли музыкальные курсы некоего господина Решко. Славу дому принес Альфонс Леонович Шанявский — русский генерал, активно занимавшийся просветительской деятельностью. Он организовал здесь клуб для творческой интеллигенции и оборудовал недорогие меблированные комнаты, в которых останавливались писатель Иван Бунин, поэт Константин Бальмонт, художник Николай Сапунов и другие. В 1905 году Шанявский завещал дом и участок Городской думе для устройства Народного университета, который открылся здесь только спустя три года.
В советское время в доме были коммуналки и работали разные конторы. При прокладке Калининского проспекта этот квартал вместе с рестораном «Прага» должны были снести, но все-таки часть застройки сохранили. В 1980-е годы в доме начался капитальный ремонт, ставший долгостроем.
Арбат, д. 6
Дом построен в первой трети XIX века. В нем собирались члены тайного революционного кружка, руководителем которого был Николай Ишутин, двоюродный брат Дмитрия Каракозова, казненного за покушение на Александра II.
В конце XIX века здание приобрел полковник Тишенинов, а в 1898–1899 годах архитектор Сергей Калугин надстроил дом и перестроил фасад в стиле академической эклектики, который сохранился до нашего времени.
Арбат, д. 12
В 1812 году княгиня Анна Шаховская разделила владение на Арбате на две части, оставив себе восточную и продав западную. Современный дом под номером 12 стоит в восточной части владения. Здесь княгиня построила дом в два этажа. В 1873 году новый хозяин, купец Орлов, расширил его за счет двухэтажной пристройки. В 1889 году здание надстраивается двумя этажами и реконструируется. Западная часть владения впоследствии получила номер 14.
С 1702 года участок 12–14 принадлежал дьяку поместного приказа Федосею Манукову, который в 1728 году отдал усадьбу в качестве приданого дочери, Авдотье Федосеевне. Она выходила замуж за поручика Преображенского полка Василия Суворова. Многие москвоведы считают, что у Суворовых в старых палатах Манукова родился и провел детские годы сын Александр — будущий полководец. Старый дом в конце XVIII века был перестроен по проекту М.Ф. Казакова, получил шестиколонный портик и треугольный фронтон. Дом горел в 1812 году, был восстановлен и в первой половине XIX века принадлежал князю М.А. Оболенскому. Долгое время здание заселяли бродяги, жителям Москвы того времени дом был известен как «дом с привидениями». Во время Великой Отечественной войны в дом попала бомба, и теперь уже около 70 лет участок 14 стоит без построек. На месте старого главного дома сейчас подпорная стенка, облицованная керамическими плитками с рисунками — стена Каролины Маркс, названная по имени журналистки, придумавшей и воплотившей в жизнь идею росписи плиток детьми из разных стран и городов.
Арбат, д. 18/1, стр. 1
Дом на самом деле стоит в Серебряном переулке. Разрешение на его строительство было получено в 1912 году. Автор проекта — архитектор Л.В. Стеженский. Южная часть здания предназначалась для собраний, библиотеки, богадельни и училища Братства Святителя Николая и строилась в память 300-летия царствования дома Романовых. На втором этаже размещались два класса церковно-приходской школы, в полуподвале — столовая, кладовые, комнаты прислуги. Вход в общественную часть здания был из пристройки со стороны Арбата. Портал напоминал древнерусские церковные двери, над пристройкой возвышался четырехгранный шатер, водруженный на композицию из большого кокошника, в который вписали три маленьких, и киот с иконой. Шатер завершался флюгером с гербом Романовых. Л.В. Стеженский устроил шатровый вход в дом на одной оси со сходом в церковь Николы Явленного, стоявшей напротив. Таким образом, переулок получил интересную архитектурную композицию в русском стиле.
Арбат, д. 23
Дом построен в 1903 году по проекту Н.Г. Лазарева в стиле модерн: тонко выполненная лепнина низкого рельефа, кованые решетки на фасаде, овальные, сложной кривизны, тройные окна мансарды. Хозяйкой дома была Елена Евгеньевна Веселовская. Здесь же жил и ее сын, специалист по русскому средневековью Степан Борисович Веселовский. В начале ХХ века в мансарде располагалась мастерская скульптора Сергея Коненкова, а с 1920 до февраля 1934 года — мастерская живописца Павла Корина, работавшего здесь над эскизами и портретами современников для грандиозной, но так и не написанной картины «Русь уходящая». Картина была задумана столь огромной, что найти подходящий холст при советской власти было невозможно. В 1931 году мастерскую художника посетил Максим Горький, высоко оценивший эскизы и замысел художника.
Арбат, д. 26
Дом построен архитектором А.С. Каминским в 1873 году для Василия Сабашникова. Постепенно он обрастал пристройками, переходил к другим хозяевам, протяженность его фасада вдоль улицы составляла около 20 м. После 1917 года здание занимала театральная студия под руководством Евгения Вахтангова. Проект перестройки дома под театр сделал архитектор Л. Машков в 1921 году. Он создал в гостиной, слева от парадной лестницы, зал на 150 зрителей. В 1926 году студия стала Государственным театром им. Евг. Вахтангова. Здание перестраивалось, появлялись новые помещения. К 1929 году вместимость зала была доведена до 1100 человек. Наконец, на месте двора старого дома построили новый большой зрительный зал. Фасад театра был оформлен в традициях конструктивизма. Ночью 24 июля 1941 года в здание попала бомба, значительная часть его была разрушена. Проект восстановления принадлежал архитектору П.В. Абросимову. Он создал новый фасад, главными элементами которого стали пилястры во всю высоту здания, покрытые каннелюрами. Новый зал стал вмещать 1050 зрителей. Отделка театра, открытого в 1947 году, выдержана в стиле советского классицизма, а зал напоминает дореволюционные театры.
Арбат, д. 33
Дом построен в середине — второй половине XIX века по проекту архитектора Михаила Лопыревского и куплен Московской городской управой для бесплатного родильного приюта. В 1920-х годах в здании работало Общество русских врачей, были магазины и квартиры. Здесь жил писатель Александр Неверов, автор повести «Ташкент — город хлебный». 23 сентября 2004 года, в день рождения философа Алексея Федоровича Лосева, в доме открылась Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева». Л. Каганович называл ученого философом-мракобесом, вскоре Лосев получил срок 10 лет. Его освободили за ударный труд на строительстве Беломорско-Балтийского канала и по инвалидности. Сегодня в доме хранятся библиотека Лосева и множество книг по философии и истории мировой культуры.
Каждая улица Москвы несет на себе печать времен. Но есть такие, на которых буквально каждый дом — история. Проект «Узнай Москву» предлагает прогуляться по одной из самых знаменитых улиц столицы — Арбату.