Мечтателю и полуночнику
Москва милей всего на свете.
Он дома, у первоисточника
Всего, чем будет цвесть столетье
Б. Пастернак. «Весна»
Будущий поэт родился в Москве в интеллигентной семье. Родители Бориса Пастернака переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до его рождения.
Новая пл., д. 3
Большая аудитория в Политехническом музее была открыта в 1907 году, и она сразу же стала важным центром культурной жизни. В 1913–1916 годы с этой трибуны Политеха выступали Маяковский, Бурлюк, Бунин, здесь шли диспуты о путях развития современной культуры. В 1918 году в аудитории дискутировали символисты, имажинисты и футуристы, свою позицию высказывали Белый, Крученых, Хлебников, Есенин, Мариенгоф, Брюсов. С этой же трибуны в 1910–1920-х годах читал свои стихи и Борис Пастернак. Бурные литературные баталии и многолюдные поэтические вечера прекратились в середине 1920-х, когда «репертуар» стала формировать официальная пропаганда и идеологическая цензура. В первые годы советской власти большая аудитория Политеха не раз становилась местом проведения показательных политических процессов. В 1960-е она вновь стала центром культуры, одним из символов хрущевской «оттепели». Здесь выступали Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко и многие другие. Именно Большой аудитории Вознесенский посвятил стихотворение «Прощание с Политехническим».
Ул. Волхонка, д. 14, стр. 15
Здесь находится старинная усадьба, принадлежавшая с XVIII века князьям Голицыным. Внушительные ворота, увенчанные княжеским гербом Голицыных, — единственное, что дошло до наших дней в своем первоначальном виде.
С усадьбой связано имя и Екатерины II. Заключив мир с Турцией, императрица собиралась на торжественные празднества в Москву. Помня о бытовых неудобствах Кремля и не желая в нем останавливаться, 6 августа 1774 года она обратилась в письме к Михаилу Голицыну с вопросом: «Нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома... или же... не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное (строение)?» Естественно, Голицын предложил свою усадьбу. Екатерина II прожила в этом доме почти год.
В войну 1812 года в усадьбе размещался штаб наполеоновского генерала Армана Луи де Коленкура, который до начала войны служил послом Франции в России. Он был лично знаком с Голицыным, а во время пожара благодаря именно его усилиям и усилиям слуг Голицына, оставшихся в доме, усадьбу и соседние здания удалось спасти от огня.
В конце XIX века левый флигель получил название «Княжий двор»: его переоборудовали под меблированные комнаты. Здесь жил А.Н. Островский, подолгу останавливались В.И. Суриков, А.Н. Скрябин и И.Е. Репин, а в 20-х годах XX века в одной из квартир поселился Б.Л. Пастернак.
Перейдя в конце XX века в ведение ГМИИ им. Пушкина, здание было реконструировано, сегодня здесь располагается выставочный корпус Галереи искусств стран Европы и Азии XIX–XX веков.
Ул. Пречистенка, д. 10
Этот особняк в конце XVIII века принадлежал князю И.М. Одоевскому. Затем здесь поселился декабрист, герой Отечественной войны 1812 года генерал Орлов. Генерал и его супруга были близкими друзьями Александра Сергеевича Пушкина, который посвятил Екатерине Орловой свое стихотворение и запечатлел ее черты в образе Марины Мнишек в поэме «Борис Годунов».В начале XX века, перед революцией, домом владел француз, крупный коллекционер живописи и фарфора, купец-галантерейщик М. Филипп. Домашним учителем его сына и стал Борис Пастернак. После революции 1917 года в усадьбе располагалось множество общественных организаций. В годы Великой Отечественной войны здесь работал Еврейский антифашистский комитет. Сегодня здание полностью отреставрировано, в нем находится Международная ассоциация Фонда мира и Комитет за мир и сотрудничество.
Гоголевский б-р, д. 8, стр. 2
Еще одно здание, связанное с семьей Бориса Пастернака, — жилищный кооператив, построенный по проекту группы архитекторов Стройкома РСФСР в 1928–1931 годах как экспериментальное жилище с элементами бытового обслуживания. Под руководством М.Я. Гинзбурга комплекс из трех зданий проектировали М. Барщ, В. Владимиров, И. Милинис, А. Пастернак (младший брат поэта), Л. Славина.
Дом возводили на месте снесенной по этому случаю церкви Ржевской Божией Матери. Одно из зданий стоит торцом к бульвару, второе располагается вдоль Большого Знаменского переулка, а третье — отдельно стоящее здание общественного назначения — примыкает к бульвару.
В жилом корпусе, выходящем на бульвар, были впервые опробованы двухуровневые жилые ячейки с компактными квартирами без кухонь, рассчитанными на небольшие семьи, которые должны были ходить питаться в третий корпус, в общественную столовую. Санузлы были, но крохотные. Комплекс считался переходным к следующему звену эволюции — дому-коммуне. Жильцы дружили, ходили друг к другу в гости по переходу, соединяющему корпуса, совместно пользовались крышей-террасой.
Все архитекторы, проектировавшие жилой комплекс, получили в этом доме квартиры, причем на одном этаже. Здесь же располагалась и мастерская М. Гинзбурга. Исключением стал брат Пастернака, поселившийся в соседнем корпусе, где были одноэтажные квартиры типа A. В 1932 году сюда, уже будучи знаменитым поэтом, переехал Борис Пастернак. После войны первое здание надстроили еще двумя жилыми этажами, уничтожив при этом плоскую крышу-террасу и переход.
Глазовский пер., д. 10
Архитектор особняка Лев Кекушев первоначально строил его для себя, однако вскоре продал здание фабриканту Отто Листу. После Листа владелицей особняка стала Наталья Кусевицкая — художница, жена Сергея Кусевицкого, известного контрабасиста и дирижера, музыканта оркестра Большого театра, основателя Российского музыкального издательства. Кусевицкий публиковал партитуры произведений И.Ф. Стравинского, С.И. Танеева, С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина. Собрания совета издательства, как правило, проходили в этом особняке.
В 1909 году после своего возвращения из-за границы в доме жил Александр Николаевич Скрябин, здесь в гостях у Кусевицких с ним встречался молодой Борис Пастернак. В 1913 году в особняке останавливался знаменитый композитор и дирижер Клод Дебюсси, приехавший в Россию с концертами.
После революции здание было национализировано и передано под размещение дипломатических миссий. На протяжении многих лет в нем размещалось посольство Аргентины. Сейчас особняк отдан под представительство Калужской области.
Лаврушинский пер., д. 17
Дом писателей. Это типичное довоенное девятиэтажное здание в стиле советского классицизма находится между Ордынкой и старым комплексом Государственной Третьяковской галереи. Архитектор Иван Николаев предусмотрел многоступенчатый объем и расчленил фасад эркерами и балконами. Первые два этажа облицованы неотесанными камнями и ценной плиткой.
Дом для советских писателей планировался как образцовый: в каждой квартире был телефон, ванная, отдельная комната для домработницы, газовая плита и даже холодильник. В первую очередь кооператива входило 19 двухкомнатных квартир, 38 трехкомнатных, 15 четырехкомнатных, пять пятикомнатных (в них въехали семьи К. Федина, И. Сельвинского, И. Эренбурга, Н. Погодина, Вс. Вишневского). В доме также проживали А. Барто, И. Бехер, И. Ильф, Е. Петров, М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский, А.И. Новиков-Прибой и Б.Л. Пастернак.
Проект «Узнай Москву» продолжает литературные путешествия по столице.