— Почему в Москве так много уродливых вывесок и рекламы?
— Причин несколько. Есть те, которые не связаны с чьим-то злым умыслом, а являются результатом нашей истории, развития общества в целом. В советское время в нашей стране мало думали о таких вещах, как дизайн и визуальная эстетика городской среды. У людей были другие заботы и ценности, внимание уделялось в первую очередь базовым человеческим потребностям: тому, как прокормить семью, обеспечить себя и детей жильем. В 90-е годы наступило сложное время, и о красоте забыли совсем, просто было не до того. Следующая причина — система управления и роль государства в жизни страны. В советское время все решения по благоустройству городской среды принимались централизованно на государственном уровне. Было множество стандартов того, как должны выглядеть улицы и городские объекты. Существовали регламенты, нарушение которых не приветствовалось. Все эти правила давно устарели, а на смену им ничего не пришло. Влияние государства на процессы внутри страны осталось прежним, а вот запросы общества изменились. Если раньше красота мало кого интересовала, то сейчас люди недовольны убогостью окружающей их среды.
Концепция размещения рекламно-информационных конструкций для одиннадцати центральных улиц города была разработана командой студии Артемия Лебедева совместно с Главным архитектурно-планировочным управлением Москомархитектуры. Арт-директором проекта выступил Эркен Кагаров. Кроме общих рекомендаций по оформлению фасадов зданий, в свод правил включены варианты гармоничного размещения вывесок для домов на улицах Большая Дмитровка, Петровка, Кузнецкий Мост, Рождественка, Тверская, 1-я Тверская-Ямская, Большая Садовая, Воздвиженка, Новый Арбат, а также в Столешниковом и Камергерском переулках. Руководство призвано улучшить внешний облик исторического центра Москвы и упростить процесс согласования вывесок с городскими властями. 19 июня 2013 года проект был запущен в пилотном режиме. В дальнейшем планируется сделать новое руководство частью законодательства. Вывески, не соответствующие концепции, будут демонтировать, а их владельцев штрафовать.
— Почему только сейчас появилась такая концепция?
— Уровень и качество жизни в России постепенно меняются. В Москве с большей скоростью, чем в остальных городах России. Люди недовольны тем, что происходит вокруг. Это недовольство вылилось в многотысячные демонстрации, которые проходили по всей стране в последние годы. В такой ситуации власть была вынуждена прислушаться к обществу и ответить хоть на какие-то из выдвинутых требований. Если выпустить Ходорковского власть не может, то улучшить облик города она в состоянии.
— Вы видите какие-то изменения?
— Пока что качественных изменений мало, а большая часть работ по реогранизации городского пространства сводится к покраске бордюров и обновлению асфальта. Спасибо и на этом, но все же проблема намного глубже и требует другого подхода.
— Какого?
— Проблема в том, что в нашей стране решения в сфере городской среды принимаются людьми, зачастую не компетентными в этом вопросе. Эксперты и специалисты к обсуждению темы стали привлекаться недавно, и их мнение не всегда учитывается. Но готовить пирожки должен пекарь, а не сапожник. Все задаются вопросом, почему за рубежом так хорошо, а у нас так плохо. Это правда, сейчас в любом благополучном городе Европы лучше, чем в Москве. Но дело не в том, что у всех иностранцев хороший вкус, а в том, что благоустройством городской среды там занимаются профессиональные урбанисты, архитекторы и дизайнеры. У нас же все решения до сих пор остаются за чиновниками. Сейчас в столице есть главный архитектор, а должность главного художника упразднена. Талантливых специалистов много, вот только управлять ими некому.
Если выпустить Ходорковского власть не может, то улучшить облик города она в состоянии
— А какова, на ваш взгляд, общая позиция властей в вопросе организации городской среды?
— Департамент культуры, транспорта и архитектуры, как мне кажется, взяли сейчас правильный курс. Многие из их инициатив — большой шаг вперед. За последние годы в несколько раз был увеличен бюджет, выделенный на благоустройство городской среды. Но то, что хорошо понятно высокопоставленным чиновникам, может совершенно не приниматься и не исполняться на низших ступенях власти. Сейчас сложилась ненормальная ситуация, когда среднестатистический торговый центр привлекательнее для жителей города, чем большая часть госучреждений, включая многие объекты культуры. Театры, музеи и университеты, которые должны не просто отвечать эстетическим запросам населения, но и развивать в людях вкус, выглядят зачастую так, что в них не хочется лишний раз заходить. А все потому, что город экономически в них не заинтересован. Совершенно другая ситуация с частными компаниями, которые нацелены на получение прибыли. Они находятся в условиях жесткой конкуренции и понимают значимость грамотного внешнего оформления, в связи с этим не экономят на дизайнерах, которые способны создать среду, комфортную для людей. В противном случае им в отличие от государственных структур грозит смерть.
— То есть оформление городских пространств стоит отдать частным организациям?
— В рамках нашей страны это проблематично. У нас есть случаи, когда владельцы магазинов или офисных площадей берут на себя благоустройство близлежащей уличной территории и, к слову, делают это зачастую успешно. Но таких примеров все равно мало. Кроме того, без определенного регулирования, в том числе законодательного, многие частные инициативы способны навредить городу. У нашего государства маленький опыт проектирования визуальной среды, нет его и у многих частных предприятий. В связи с этим должна быть выработана целостная концепция, которая позволит достигнуть гармонии во внешнем облике города. Пока же у нас этап «набивания шишек», и это видно на улицах Москвы. Все пытаются перекричать друг друга, создавая визуальный хаос и шум.
— Вы совместно с Москомархитектуры разработали концепцию размещения рекламно-информационных конструкций для центральных улиц города. Она имеет рекомендательный или обязательный характер?
— На самом деле мы готовили два проекта. Первый содержал более общие и универсальные правила организации городской среды для десяти столичных районов, и он уже реализуется. Второй проект — более детальный — предназначен для 11 центральных улиц Москвы и содержит рекомендации по оформлению вывесок и витрин магазинов, ресторанов и других коммерческих организаций. Однако подобная модель может в дальнейшем распространиться и на другие города России. По задумке Москомархитектуры, разработанные нами концепции должны стать частью законодательства, и за их нарушение будут вводиться санкции в виде демонтажа рекламных конструкций. Вполне может быть, что в будущем появятся и штрафы. Но мы знаем, как в нашей стране работают законы: их строгость компенсируется необязательностью исполнения. А потому нужны специальные люди и структуры, которые будут следить за соблюдением введенных ограничений. Пока что у нас путаница: за все отвечают разные ведомства, которые действуют порознь и друг другу не подчиняются. Вывески и оформление витрин остаются за департаментом СМИ и рекламы, городские фасады — в ведении комитета по архитектуре и градостроительству Москвы.
— Как изменить отношение наших предпринимателей к городской среде и заставить их следовать новым правилам?
— Я не вижу принципиальных различий между предпринимателями в России и жителями других стран в вопросе городской среды. Все люди разные и во всех государствах есть те, кто соблюдает законы и кто их нарушает. У нас, конечно, отношение к правилам более снисходительное, чем за рубежом. Отчасти от того, что в наших законах есть спорные моменты. Отчасти в связи с тем, что их нарушение не всегда чревато наказанием. Но дисциплина и ответственность приходят вместе с более тщательным контролем за соблюдением законов. И если такой механизм будет найден, наши улицы в значительной степени очистятся. Насколько я помню, по словам Сергея Кузнецова, в Москве сейчас около 30% вывесок являются незаконными, оставшиеся 70% были согласованы с властями. Это говорит о том, что люди все же предпочитают действовать в рамках закона. Многие из тех, кто устанавливает вывески неправомерно, тоже не преследуют цель нарушить правовые нормы. Просто процедура согласования зачастую слишком трудоемка. Наша концепция упрощает процесс и прописывает условия, при соблюдении которых разрешение на установку конструкций не нужно. Если им следовать, можно не опасаться ни демонтажа, ни штрафа.
— А как быть с тем визуальным мусором, который поощряется непосредственно властями? Я имею в виду праздничное оформление городской среды, зачастую еще более бестолковое, чем креатив частных предприятий.
— Подобная практика есть и за рубежом, она в любом случае будет существовать в России и дальше. Но у нас в этом вопросе до сих пор чувствуется влияние советского периода. Если праздник, значит, все должны быть в хорошем расположении духа, как по приказу. Я считаю, что люди вольны отмечать только те события, которые любят. Принудительное оформление витрин и фасадов зданий и вовсе отменил бы, оставив право выбора за каждой отдельной организацией. Если подобное добровольное украшательство не будет портить городскую среду, то город от этого только выиграет.