Об интеллектуальной транспортной системе
Москва ничем не отличается от других городов — все мы движемся в одном и том же направлении. Сказать, что кто-то за счет только «умных» технологий достиг сбалансированного развития, нельзя.
У каждого мегаполиса свои приоритеты. Чтобы город был «умным», он должен оставаться живым. Транспортная проблема Москвы известна — если мы не разрулим автомобильные потоки, Москва просто задохнется. Для этого мы создаем интеллектуальную транспортную систему.
Артем Ермолаев руководитель столичного департамента информационных технологий
Для поиска решения сначала нужна информация. Датчики на дорогах помогают нам собирать данные о загруженности светофоров и управлять ими. Добавляем видео с камер и начинаем анализировать — появляется корреляция событий. Предположим, у нас пробки десять баллов, время с 18.00 до 19.00, сто светофоров на вылетных магистралях работают в режиме 30 секунд — зеленый, 20 секунд — красный, 5 секунд — желтый. Вопрос: как ликвидировать эти пробки? Всю эту информацию мы загружаем в транспортную модель, которая начинает перебирать параметры и выдает рекомендацию: сделать так, чтобы вместо 4 млн машин в городе стало 4 тыс. Но мы же понимаем, что это невозможно. Тогда мы даем математической модели более жесткие параметры, и она выводит реалистичный сценарий корректировки светофоров.
Параллельно система выстраивает потоки городского транспорта — мы понимаем, в какое время какие интервалы движения формируются, причем на интермодальных маршрутах, когда часть маршрута проходит на трамвае, вторая — на троллейбусе или метро. В итоге мы можем замерить пассажиропоток.
«Мозг» этой системы сейчас настраивается, этим занимаются наши коллеги из департамента транспорта. Это нетривиальная задача со многими параметрами. Результата от ее внедрения можно ждать примерно через год.
Система мониторинга часто показывает, что в одной микрорайонной поликлинике ожидание терапевта — 14 дней, а в другой — запись происходит день в день
Об «умных» технологиях в здравоохранении...
До недавнего времени аналитика загруженности врачей первичного звена отсутствовала как класс. И за 1,5 года мы развернули во всем поликлиническом комплексе так называемую систему управления потоками пациентов, больше известную как запись на прием к врачу. Создавая эту систему, а начинали мы с 800 лечебно-профилактических учреждений, мы провели фактически перепись всех поликлиник, всего контингента врачей, и в итоге смогли увидеть в онлайне, как происходит загрузка того или иного учреждения. Это позволило нам реагировать на спрос населения и понимать, где у нас нехватка специальностей.
Картина оказалась совершенно потрясающей. Система мониторинга часто показывает, что в одной микрорайонной поликлинике ожидание терапевта — 14 дней, а в другой — запись происходит день в день. Значит, в первую поликлинику надо оперативно перебрасывать врачей из другой.
Сначала система была выстроена таким образом, что если вам нужно попасть к врачам узкой нозологии — онкологам, эндокринологам и т.д., вы к ним попасть напрямую не могли. Сначала вы должны пойти к терапевту. Представьте себе ту поликлинику, в которой приема терапевта надо ждать 14 дней. А потом еще вы ждете приема к онкологу или эндокринологу. Самое простое, но неправильное решение было бы таким: открыть прямую запись к любому врачу. Но у нас же каждый сам ставит себе диагноз и идет, минуя терапевта, к тому врачу, которого считает нужным. Поэтому здесь важно было не перегрузить врачей.
И систему записи мы перестроили так, что, если вы уже были у эндокринолога и он сказал: «вы и в дальнейшем будете моим пациентом», он вас вносит в систему и теперь вы можете к нему попасть, минуя терапевта.
У нас недавно была делегация из Парижа, которая смотрела, как мы организовали общегородскую систему записи на прием к врачу. Они были удивлены, как нам удалось собрать в одну систему 800 учреждений и десятки тысяч врачей.
в ЖКХ
Вся техника, которая должна быть задействована в уборке города, оснащена ГЛОНАСС. Соответственно, мы можем по трекам посмотреть, как она передвигалась. Но как заказчику понять, что там не просто проехали, а убрались?
Для этого мы весь город насытили системой видеонаблюдения. Она позволяет в режиме онлайн увидеть, что происходит в конкретно взятом дворе. И посмотреть не только в настоящем времени, но и заглянуть в архив. Наверняка вы в подъезде видели такой красный «глазик» — это подъездные камеры. Есть еще дворовые камеры с 10-кратным зумом. А есть более сложные камеры, которые стоят в местах массового скопления людей, они имеют 30-кратный зум. Всего камер в городе порядка 120 тысяч.
Изображение хранится на наших серверах, городских. А сами камеры, каналы связи, их обслуживание — это все мы арендуем у операторов, которые выиграли конкурс. Камера с 30-кратным зумом обходится в 14 тыс. руб. в месяц. Дворовая — в 9 тыс., подъездная — в тысячу рублей. В среднем система в целом обходится городу в 2–3 млрд в год. Но у нее два пользователя: коммунальщики и полицейские, поэтому сумма делится между ними.
Понятно, что уследить за всеми камерами, даже имея некоторое количество чиновников, сидящих перед ними, проблематично
Так что на первом уровне интеллектуализации город становится прозрачен. После этого идет уже более сложный этап, связанный с принятием решений. Понятно, что уследить за всеми камерами, даже имея некоторое количество чиновников, сидящих перед ними, проблематично. Но можно настроить интеллектуальную систему так, чтобы она сама выявляла отличие от нормы. Вот, к примеру, контейнер с мусором. В 8 утра он должен быть чистым. Система может настраиваться таким образом, чтобы анализировать его состояние в 8 утра и в 9 утра. Если система не видит динамики, то есть контейнер не убран, она эту камеру подсветит, сделает снимок и автоматически выставит штраф. Но это мы сделаем несколько позже. Сейчас штраф выставить уже можно, но пока в ручном режиме.
и в культуре
Есть сферы, куда технологии проникают не так явно. Например, в сферу культуры, изучение культурного наследия. Но и здесь актуальность их использования очевидна. Возьмем, к примеру, музей где-нибудь в Эстонии. Вам там дают магнитную карточку, а у экспонатов висит небольшой плазменный экранчик, на котором вы можете выбрать информацию об объекте — аудио, видео, текст. Если вам нужно уходить, а вы еще не все посмотрели, можете «набрать» на эту карточку объекты, о которых хотели бы получить больше информации. На выходе из музея вы оставляете эту карточку, и вам на е-mail присылают информацию по каждому из интересующих вас объектов. Музею это дает понимание, что людям интересно, что не очень.
У нас есть проект модернизации библиотек, мы пытаемся дать им вторую жизнь, создавая на их базе мультимедийные центры. Так что мы зреем вместе с каждой отраслью, продумываем, что можно изменить, поэтому везде есть прогресс, хотя, конечно, где-то в большей степени, где-то в меньшей.
Москва обогнала Сидней и Мадрид
В рейтинге уровня информатизации мегаполисов мира, подготовленном агентством CNews Analytics по заказу московской мэрии, по итогам 2012 года российская столица заняла 13-е место, обогнав такие города, как Сидней (18-е место), Мадрид (19) и Париж (21). Среди европейских городов Москва стала восьмой, а на постсоветском пространстве уступила только Таллину. Наиболее продвинутым мегаполисом эксперты признали Сингапур, за ним следуют Стокгольм и Берлин. Уровень ИКТ-развития городов сравнивался по 18 параметрам, таким как количество электронных сервисов, интернет-покрытие, информатизация образования, здравоохранения и транспорта, применение энергосберегающих технологий, наличие массовых государственных мобильных сервисов, уровень проникновения сотовой и фиксированной связи, доступность данных из государственных информационных систем для сторонних разработчиков.