— Извините, где здесь Мамыри?
— А вы на них стоите.
Смотрю под ноги: бетон и асфальт. Пожилой мужчина машет в сторону, где раньше были дома. Теперь вместо них торговые центры, стройки и рынки.
— А где же здесь люди живут?
— А люди здесь уже не живут.
Бывшая деревня Мамыри, что в полутора километрах от МКАД по Калужскому шоссе, давно поглощена раскинувшейся на несколько километров промзоной. Типичная история: поселок снесен — название осталось.
Про Мамыри сегодня в Москве ходит много слухов. Якобы именно здесь собираются возродить закрытый Черкизовский рынок. А местные жители вроде бы возмущены перспективой наплыва приезжих торговцев из Китая, Вьетнама и с Кавказа. А Калужское и Киевское шоссе, основные артерии «новой Москвы», из-за нового торгового комплекса будто бы встанут окончательно.
«Грозный», «Хасавюрт», «Самашки»
Иду от остановки к торговым рядам. Эклектика. Справа — помпезная «Азбука вкуса». Рядом — вьетнамская пивная. Далее — одетая в маскировочную сетку закусочная «Огни Баку». Тут же продают лук, картофель, дыни, яблоки, арбузы. Вещи. Строительные смеси, инструменты. Ковры с портретами Медведева, Путина и изображением Богородицы.
Рядом обнаруживается десяток пассажирских автобусов с табличками «Махачкала», «Назрань», «Грозный», «Дербент», «Хасавюрт», «Самашки». За ними небольшая деревянная постройка для намаза. Напротив временное с виду здание, где предлагается поесть и помыться. Посередине расхаживают кавказские мужчины, кто-то деловито перекладывает коробки из автобуса в уже просевшую под тяжестью «шестерку».
«Эта автобусная станция действует уже два года, — объясняет местный контролер Сергей. — Здесь ездит Ингушетия, Дагестан, Чечня».
Автостанция, судя по виду, полулегальная: касс нет, полиции тоже, все зависит от достоинства, темперамента и умения договариваться — в нужных пропорциях. Нейтральная полоса Кавказа. Закрытая, кому-то чуждая. Но без розни.
Зачем она нужна, водитель дагестанского автобуса объясняет так: «Во-первых, дешевле. Доехать до Махачкалы — 2–2,5 тыс. руб. Во-вторых, быстрее, чем на поезде. 30 часов — и ты на месте. Потом, безопаснее: я бы нашими самолетами не летал — изношены все. И главное — всегда можно уехать!»
Есть еще и немаловажное в-пятых: документы (в отличие от вокзала или аэропорта) здесь не спрашивают.
Первыми здесь появились автобусы из Дагестана — их перенаправили сюда от «Спортивной» сразу после теракта в метро в марте 2010 года. Остальные перебрались за пределы Москвы, когда разогнали рынок в «Лужниках».
«В СМИ пишут, что местные жители опасаются нашествия приезжих, — заговариваю с охранником, пытаясь угадать в нем «местного». — Вот вы чего-нибудь опасаетесь?» «Нет, тут порядок, — говорит он и для большей, очевидно, весомости добавляет: — Нам помогает русский человек… А вон там, — машет он рукой в сторону скрытого за импровизированным автовокзалом «нового Черкизовского», — там другие дела, мы здесь ни при чем».
Все местные рынки (в том числе огромный строительный) и автовокзал действительно стоят на земле, контролируемой компанией «Славянский мир» братьев Лещековых — в прошлом авторитетных предпринимателей, которым деревня Мамыри, как говорят, и обязана своим исчезновением. Молва приписывала им и владение территорией под «новым Черкизовским». Однако представитель Лещековых опроверг эти данные, заметив, что ему и неинтересно знать, кто стоит за новым торговым центром.
«Наш многонациональный коллектив»
Когда я вышел к нему (а он находится через дорогу от автостанции), отсутствие интереса отчасти стало понятно. Гигантское здание длиной больше километра закрывало горизонт. Такое здание можно мерить в «Ашанах», в стадионах, в аэродромах. Сразу видно — другой масштаб, другие люди.
Каркас здания уже готов, стиль — офисное «бетон-стекло». Снуют рабочие — интернационал, но в основном из Таджикистана. Краны. Стройка была начата два года назад. Уже состоялась презентация частично готового первого этажа. Сейчас, впрочем, он не работает. Открытие, как пояснили рабочие, запланировано в 2013 году.
Назвать рынком в привычном смысле слова это здание затруднительно — сами застройщики называют его многофункциональным торгово-выставочным комплексом «Лотос-Сити».
Именно о нем говорилось 26 сентября на встрече московских властей и губернатора китайской провинции Гуандун Чжу Сяоданя. Китай, как известно, активно лоббирует в других странах интересы своих производителей и торговцев. Гуандун — лидер экономического роста среди китайских провинций, на его долю приходится свыше 10% объема торговли Китая с Россией. В «Лотосе» провинция будет продвигать свой текстиль и ткани: в открытии центра участвует гуандунская корпорация по шелковой текстильной промышленности (это 91 предприятие), которая оценивается в 1 млрд долларов.
Подхожу к будке с надписью «администрация». На входе охранники, прошу встречи с кем-то из руководства. Охранник исчезает в кабинете и выходит, пожимая плечами: «Нельзя, все, кто отвечает за пиар, уехали». Объясняю, что мне пиар не нужен, мне бы поговорить… Без толку. За неимением разговора обхожусь пиаром — рекламным проспектом, выполненном на русском и китайском языках. В нем, между прочим, указывается, что торговый центр хочет «привести оптово-розничную торговлю в московском регионе к европейскому уровню, с занятием доли рынка в 100%». Такие проекты называются, кажется, амбициозными.
На сайте «Лотос-Сити» (языки на выбор: русский, английский, китайский, армянский, азербайджанский, украинский) указывается, общая площадь торгового центра составит 1,5 млн кв. м. В двух зданиях планируется открыть 20 тыс. торговых мест. Заявленная общая площадь парковок «для международных, междугородных автобусов, грузового и легкового транспорта» — 400 тыс. кв. м. Это 58 футбольных полей автотранспорта.
Перед торговым центром уже зачищена земля под парковку — кажется, до горизонта. Где-то там, за деревьями, виднеется коттеджный поселок Николо-Хованское, и едва ли местных жителей спрашивали, хотят ли они иметь у себя под боком самый большой в России автовокзал и склад.
Хотя стройка крупнейшая в Подмосковье, ее инвесторы не спешат себя проявлять. Информация о том, кто вложил деньги, не раскрывается. У отдела продаж, рекламы, аренды, проектирования и информационного центра — один телефон. Ответ тоже один: «Я передала вашу просьбу». Кому? А главное — зачем, если все равно никто не отвечает? На сайте «Лотоса» можно прочесть: «Наша команда обладает уникальным опытом в построении оптово-розничных продаж, опираясь на свой многолетний опыт, российский менталитет и мировые тенденции в построении торговых комплексов. Наш многонациональный коллектив состоит исключительно из профессионалов и высококвалифицированных специалистов во всех направлениях».
Не комментирует стройку и мэрия Москвы: за семь дней пресс-служба не смогла ответить на вопросы, кто, как, на каком основании и почему строит всероссийский оптовый центр в Мамырях.
Пока нет ясности и в вопросе, кто туда пойдет торговать. Стать монополистом, как того хотят неизвестные инвесторы, проще всего одним способом — принудительным. Крупных оптовых торговых центров в Москве два — рынки «Садовод» и «Москва». Их всегда можно закрыть, как это было с Черкизовским рынком, считают люди, когда-то работавшие там. «Если этот проект поддержан на самом высоком уровне, люди будут вынуждены туда идти», — рассуждает координатор инициативной группы предпринимателей Черкизовского рынка Леонид Развозжаев.
Ольга Косец, представляющая интересы продавцов российского текстиля с Черкизовского рынка, уверена, что на новом рынке будут большей частью китайские товары и китайские торговцы. По ее словам, российский мелкий предприниматель в «Лотос-Сити» вряд ли пойдет — спрос падает, бизнес в упадке, а условия аренды пока непонятны. «Российская оптовая торговля в загоне — нет связи между производителем и конечным покупателем. Я перспективы для себя в центре не вижу», — подытоживает Косец, работающая сейчас на рынке «Садовод». Торговцы искали поддержки у властей всех уровней, просили торговый центр, снижения налогового бремени, но понимания не нашли. От этого в итоге пострадали и российские текстильные производства: нет сбыта — нет денег.
Где люди?
Сажусь в автобус на остановке напротив «Лотос-Сити». Судя по валяющемуся рядом сломанному неизвестной силой знаку, называется она «Военный городок». Едем. Вся промзона — сплошные автомойки, памятники на заказ, стройки неизвестного назначения и склады. Как замечает фотограф, «типичный пригород Назрани». «Остановка «Крематорий». Следующая остановка «Хованское Северное кладбище», — объявляет женский голос, словно сообщает о чашке кофе с видом на море. Не верю, но, пожалуй, сойду. Кладбище — оазис среди металлоконструкций: красно-желтые листья деревьев режутся в лучах солнца об острые края постапокалиптического пейзажа. Из торговой палатки «Цветы», похожей на декорированный блиндаж, с двумя пятилитровыми бутылями выходит пожилой небритый кавказец в трико. На кладбище. Кажется, это и был местный житель. Жаль, не успел спросить, чего он опасается.
В поисках жилых домов поворачиваю обратно — дальше идет Киевское шоссе, с которым Калужское соединяется этой дорогой. По названию она тоже шоссе — Хованское, но на ней по одной полосе в каждую сторону. Интересно, как сюда собираются заезжать и выезжать потенциальные 20 тыс. торговцев, не считая покупателей и фур с товаром? Дорога и так плотно забита машинами в обе стороны.
Не национальный, но транспортный коллапс здесь с открытием торгового центра назревает. В рекламном проспекте, впрочем, бодро говорится о строительстве транспортной развязки, разделении грузовых и легковых транспортных потоков с Киевского и Калужского шоссе.
Уточнил у местного водителя грузовика: ближайшие жилые массивы — поселок Мосрентген и район Теплый Стан (через МКАД). Возможно, там и живут те самые местные жители, которые возмущены грядущим наездом иностранных бизнесменов. Интересовались ли их мнением, планируя «Лотос-Сити»?
Водитель махачкалинского автобуса, разговорившись, пустился в размышления: «Почему здесь, да и в России бардак? А потому, что простых людей никто не спрашивает. Выбрали на свою голову, а они только о себе думают… Слово «родина» люди уже не понимают».
Ловлю машину, но машины здесь не останавливаются. Наконец притормаживает убитая «десятка». За рулем кавказский мужчина, чем-то озабочен. Традиционно интересуюсь: «Где здесь люди живут?» «Не знаю…» — раздалось в ответ.
«Лотос-Сити»
Общая площадь торгового центра составит порядка 1,5 млн кв. м, объем инвестиций — 2,5 млрд долл. Будет создано 20 тыс. торговых мест, современные развлекательные и бизнес-центры, супермаркет и т.д. Плюс пятизвездочное жилье для арендаторов на 6,9 тыс. человек.
В первую очередь строительства должен быть открыт комплекс оптово-розничной торговли на площади 350 тыс. кв. м, парковка на крыше, погрузочно-разгрузочная зона, 5200 торговых мест, фуд-корт, рестораны и т.д.
Во вторую очередь — комплекс оптово-розничной торговли на площади 700 тыс. кв. м, гостиницы и общежития для иностранных граждан, работающих в комплексе, на площади 111 тыс. кв. м.
Третья очередь — бизнес-центр площадью 10 тыс. кв. м, супермаркет такого же размера и гостиница 5* (100 тыс. кв. м).