На Мичуринском проспекте вдоль дороги валяются распиленные деревья и пыльные зеленые яблоки. Иногда останавливаются автомобили, и водители кладут по нескольку бревнышек в багажники машин: «На растопку, на дачу». Так началось строительство станции метро «Ломоносовский проспект».
Заказчик стройки — мэрия Москвы, а также ОАО «Мосинжпроект» намерены строить новый участок метро открытым способом. Однако местные жители требуют рыть тоннель под землей без выхода на поверхность, согласно прежнему проекту, и спасти зеленые насаждения.
300 деревьев уже вырублено для строительства метро. Осталось около 70
«Вырубка деревьев началась без каких-либо предупреждений, мы успели остановить ее. Иначе исчезли бы все знаменитые яблони на Мичуринском», — рассказал «МН» Алексей Потемкин, представитель студенческого союза МГУ. По его словам, деревья росли в «запретной зоне». Сквер у посольства КНР и аллеи, где они растут, — памятник культурного наследия. Границы этой территории были установлены в 2004 году, но в генплан они до сих пор не внесены, сообщил Потемкин. Состояние деревьев разное. Замдиректора ботанического сада МГУ Александр Раппопорт по просьбе инициативной группы жителей осмотрел оставшиеся деревья и считает, что около 30% из них можно срубить. Остальные 70% имеют право на жизнь. В городском департаменте ЖКХ и благоустройства не смогли ответить на вопрос о том, в каком состоянии находятся деревья.
Ночные опыты отменяются
Пока жители отстаивали деревья, руководство главного вуза страны обеспокоилось возможным срывом научных работ в институте механики МГУ. Им может помешать вибрация, вызванная движением поездов. 6 августа представители университета и института встретились с заказчиком проекта — департаментом строительства Москвы и представителями ОАО «Мосинжпроект». Встреча проходила без присутствия СМИ (некоторые работы институт ведет под грифом «секретно»), но с участием представителей студенческого совета МГУ. «Директор института Юрий Окунев объяснил, что в подземных лабораториях ведутся исследования. Их проводят ночью, так как мешает вибрация, вызванная движением автотранспорта», — рассказал Потемкин, присутствовавший на этих переговорах. Поезда только осложнят проведение опытов. По словам Потемкина, чиновники, инженеры, строители и ученые договорились о том, что совместно изучат различные варианты строительства. Представители департамента и строители также пообещали высадить 10–15-летние деревья после окончания работ.
Кто изменил курс
Местные жители обеспокоены и тем, что из-за стройки Мичуринский проект вскоре будет закрыт для движения. Объездными путями станут улицы, проходящие по территории МГУ. Это вызовет транспортный коллапс, ведь университет не готов к такому наплыву автомобилей.
Изначально эту часть линии метрополитена планировали провести в другом месте — под Минской улицей. А открытие самой станции «Ломоносовский проспект» планировалось около площади Индиры Ганди, объясняет Потемкин. Однако стройка ведется сначала под улицей Улофа Пальме, затем открытым способом по Университетскому проспекту с поворотом на Мичуринский. Кто принял решение изменить проект, до сих пор неизвестно.Инициативная группа жителей Раменок подала иск в суд. Люди требуют провести линию метро по прежнему проекту — закрытым способом. Ответчики — госстройнадзор, департамент строительства и комитет по архитектуре и градостроительству столицы. Рассмотрение гражданского дела должно начаться 13 августа.