Эксперты ЦЭИ «РИА-Аналитика» подготовили рейтинг округов столицы по обеспеченности школами. Первое место по всем показателям занял Центральный округ. Престижность жизни в округе связана и с качеством образования для его жителей. На последней строке оказался Южный административный округ.
Источником данных стала информация сайта департамента образования Москвы и официального сервера городского правительства. Основой для оценки обеспеченности школами послужило количество государственных средних общеобразовательных учреждений, в том числе гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением предметов, приходящееся на 10 тыс. детей в возрасте до 18 лет.
Москва не испытывает проблем с нехваткой мест в обычных муниципальных школах. Но родители предпочитают выбирать для своего ребенка наиболее подходящее учебное заведение, не довольствуясь одним лишь принципом адресной принадлежности. Таким образом, основной «головной болью» московских мам и пап в настоящее время является возможность выбора хорошей, с их точки зрения, школы в относительной территориальной близости от дома. Именно по этому критерию столичные округа существенно отличаются друг от друга.
Первое место в рейтинге занимает Центральный округ, где на 10 тыс. молодых жителей приходится 13,1 школы. ЦАО лидирует и по обеспеченности гимназиями, лицеями и школами с углубленным изучением предметов. Около 40% общеобразовательных учреждений в округе носит такой статус. Это значит, что на 10 тыс. молодых людей приходится 5,1 гимназий и лицеев. Второе место в рейтинге занимает Зеленоградский округ с общим показателем в 10,3 школы на 10 тыс. детей. Однако гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением предметов в округе не так уж и много.
Северный округ занимает третье место в рейтинге с показателем в 10 школ на 10 тыс. детей. По обеспеченности гимназиями и лицеями САО находится на четвертом месте (на втором месте по этому показателю — Северо-Западный округ, на третьем — Северо-Восточный).
На последней строке рейтинга оказался Южный округ. На 10 тыс. учеников здесь приходится всего лишь 6,3 школы — в два раза меньше показателя центра. По количеству лицеев и школ с углубленным изучением предметов ЮАО также занимает одну из самых низких позиций.
Однако в скором времени позиции округов в рейтинге могут измениться, а дисбаланс — существенно сократиться. Одним из важных направлений государственной программы региона на 2012–2016 годы «Развитие образования города Москвы» является устранение территориальных диспропорций в доступе к школьному образованию высокого уровня в разных районах мегаполиса.
Также стоит отметить, что в целом анализ, проведенный в рамках рейтинга, показал, что ситуация со школьным образованием в Москве существенно лучше, чем в среднем по России. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что расходы на одного школьника в столице больше, чем в других регионах РФ, в два раза.
Проблема будет решена, если правительство Москвы займет жесткую позицию
Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования
Строительство школ и формирование системы их размещения в городе шли несколько десятилетий. По мере заселения территорий открывались и новые школы. Совершенно очевидно, что для престижных заведений типа гимназий и лицеев наиболее привлекательным является Центральный округ, поскольку рядом офисы, органы государственной власти и элитное жилье. В 90-е годы в центре города очень активно строились различные престижные школы. А застройка Южного округа началась с административных зданий, здесь долго не было жилья. А когда оно появилось, для строительства школ уже не осталось денег, поэтому еще долгое время дети из ЮАО были вынуждены ездить в школы, расположенные в соседних округах.
Вообще формирование системы школ было упущено, начиная с 70-х годов им не уделялось должного внимания. Например, микрорайон застраивался, а новая школа не могла вместить всех детей, школьники учились в две смены. Такой беспорядок остается, к сожалению, и сейчас. И будет еще долго существовать. Потому что сегодня строить новые средние образовательные учреждения просто негде. Все площадки, которые подошли бы для возведения учебного заведения, уже проданы коммерческим структурам, которые построили магазины, торговые и развлекательные центры. Даже внутри дворов так называемая точечная застройка произведена с учетом интересов коммерсантов, а не населения. Между домами возведены офисные здания. Вопрос площадей — это главная проблема. Ведь школе нужны и спортивная, и прогулочная площадки для детей, которые остаются на продленке. Есть только один выход — снести все «шанхаи». Но это очень непросто, везде задействованы деньги, и сами коммерсанты просто так не уйдут.
Проблема будет решена, если только правительство Москвы займет жесткую позицию. А денег на строительство школ региону хватит. Столица серьезно отличается от других регионов России, финансирование одного ученика в 1,5–2 раза выше, чем в среднем по федерации. Причем эти расходы дифференцированы: на учащегося в обычной школе одна сумма, лицеиста —другая, гимназиста — третья. Это абсолютно правильный подход. Хочу отметить, что столице нужно делать упор на строительство именно общеобразовательных средних школ, они являются основой. А гимназий и лицеев не должно быть в избытке. Ведь это специализированные учебные заведения и далеко не каждому ребенку подойдут.
Ощутимые результаты получим уже через три года
Алексей Рябинин, член комиссии Мосгордумы по образованию и молодежной политике
Диспропорция между округами столицы по обеспеченности школами имеет вполне естественную причину. Москва стремительно расширяется, и те районы, которые сейчас считаются окраинами, в том числе и Южный округ, не так уж давно вообще не входили в границы мегаполиса, поэтому по сравнению с центром столицы там меньше образовательных учреждений. Очень хорошо, что сейчас существует аналитика, с помощью которой выявляется дисбаланс, особенно в такой важной сфере, как образование.
Эту диспропорцию город намерен устранить. И это направление является одним из самых важных в государственной программе Москвы на 2012–2016 годы «Развитие образования города Москвы». Скажу больше, на следующий год на реализацию программы из бюджета выделена солидная сумма в 200 млрд руб., всего же за пять лет город планирует потратить на сферу образования порядка 1,5 трлн руб. Деньги, в частности, пойдут на строительство новых школ в округах, где недостает образовательных учреждений, на улучшение материально-технического оснащения образовательных учреждений, на привлечение новых квалифицированных кадров. Сейчас половина всех столичных школ обеспечена основными видами современных технологий образования. А в капитальном ремонте, к примеру, нуждается меньше 10% образовательных учреждений.
Хочу отметить, что в программе заложена возможность каждый год уточнять мероприятия и задачи. Так что если через какое-то время выяснится, что по обеспеченности школами хромает уже, например, не Южный, а Западный столичный округ, эту проблему можно будет эффективно решить с учетом мнений педагогов и родителей.
Также будут построены новые дошкольные учреждения, ведь не секрет, что детских садов в столице тоже не хватает. Несмотря на то что программа рассчитана на пять лет, я думаю, что уже через три года она даст ощутимые результаты — доступность и качество образования повысятся, а количество общеобразовательных школ, лицеев и гимназий выровняется практически по всем округам.
Школьные диспропорции
Какой из округов столицы лучше других обеспечен средними образовательными учреждениями
Наверх