16609
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
18997
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
9986
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3140
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6310
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5470
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3345
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2457
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
9497
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
7836
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
6055
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6539
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4353
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3340
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2664
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2598
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3280
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2397
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2415
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3728
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3263
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2392
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2073
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3647
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3600
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2396
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2429
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2773
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2620
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2457
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2630
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4753
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3415
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3122
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2624
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
11:24 24/10/2012 0 930

Судьба «Норд-Оста»

Все материалы сюжета «Норд-Ост». 10 лет

Создатели «Норд-Оста» рассказывают о судьбе спектакля

Роман Мухаметжанов

Алексей Иващенко, один из авторов стихов и музыки мюзикла «Норд-Ост»

«Все, что я мог сказать о теракте, я уже не раз сказал за прошедшие годы. Когда в прошлом году мы отмечали 10-летие премьеры «Норд-Оста»,  ни из одного СМИ нам не позвонили, кроме нескольких журналистов, которых мы близко знаем лично и для которых, как и для нас, это была большая дата. А в этом году — обзвонились, как же — 10 лет трагедии... Я благодарен вам за интерес к самому спектаклю и готов рассказать о нем.

Я сейчас в очередной раз перечитываю книгу «Два капитана», что я делаю раз в 5-7 лет, и понимаю, что таких произведений в нашей литературе не так много. В середине 90-х я попал в Америку и увидел на Бродвее мюзикл «Les Miserables» по «Отверженным» Гюго. Это серьезный "долгожитель" среди мюзиклов. В Лондоне он идет уже 27 лет в ежедневном режиме! А тогда я был настолько потрясен, что, приехав в Москву, как говорится, сбил Георгия Леонардовича Васильева с панталыку, сказав ему: «Бросай всё, давай заниматься музыкальным театром». И мы занялись проектом, который назвали «Miserables в Москве», связались с продюсерами "Les Mis" — англичанами и начали работать. Подготовительный период длился уже почти год, когда каким-то невероятным чутьем Георгий почувствовал, что финансовые условия лицензии нам будут не под силу, и в конце 1997 года закрыл проект, сказав, что "мы не выживем". А в августе 1998 года грянул кризис и, если бы не это дальновидное решение, то мы бы в буквальном смысле не выжили.

«Буквально сразу после освобождения заложников пришли московские строители, была дана команда на восстановление здания»

Я тогда сильно огорчился — уж очень близкой казалась долгожданная цель. А Георгий сказал: кончай страдать, мы ведь уже все знаем про технологию создания такого спектакля (мы и в самом деле несколько раз ездили в Лондон, чтобы понять, как устроено такое зрелище),  давай попробуем сочинить что-нибудь самостоятельно, безо всяких иностранцев и финансовых условий. И я засел в «ленинскую»  библиотеку и период с января по май 98-го года провел там безвылазно, читая и конспектируя все о мюзиклах, об их сюжетах, об успехах и провалах. 

И тогда мы решили попробовать вернуться к идее «Двух капитанов», уже отброшенной в самом начале — как мы полагали, за невозможностью. Мы изучили сценарии обоих фильмов (соавтором которых был сам Каверин) и обе пьесы, написанные автором по своему же роману. К октябрю 1998 г. были сочинены первые две сцены — "На пристани" и "Прощание с Архангельском". Стали показывать их друзьям, родственникам, знакомым, чтобы самим понять — что получается, и практически все первые зрители задавали один и тот же вопрос: "а что там дальше"? И тогда мы поверили что из этой затеи может что-то выйти, засели за работу и два с половиной года сочиняли.  Два с половиной года мы занимались только «Норд-Остом», в это время не сочинялись  другие песни, мы почти не выступали с концертами. К весне 2001 года мюзикл был написан.

Кастинг шел больше восьми месяцев. Это было очень тонкое сито, мы старались найти точно тех, кто нужен для такого проекта. И мы понимали, что недостаточно просто отобрать лучших артистов, ведь мы, как сказал Георгий, "фактически запускаемся в автономный космический полет на несколько месяцев, а может быть и лет"!

В спектакле было задействовано много детей — 11 человек ежедневно — и, поскольку дети не могли играть каждый день, как взрослые, была организована детская студия «Норд-Оста» — так называемые "Нордостики". В студии  занимались 3 основных состава, а также запасной и подготовительный состав, всего около 60 детей!

Мюзиклов было много и до нас, и после нас. Мы просто были первыми, кто решился играть ежедневно. До нас казалось, что это невозможно. Мы попробовали — и сыграли 323 спектакля подряд (только в августе сделали двухнедельный перерыв), продемонстрировали жизнеспособность этой модели.

«Норд-Ост»: хронология 

19 октября 2001 года — премьера в Москве

1 февраля 2002 года — 100-е представление мюзикла

23 октября 2002 года — 323-ий показ оборвал теракт 

8 февраля 2003 года — премьера возрожденного мюзикла 

10 мая 2003 года — последний, 411-й, показ стационарной версии

24 сентября 2004 года — планируемая дата начала двухнедельных показов гастрольной версии мюзикла. Гастроли не состоялись.

19-28 ноября 2004 года — гастрольные спектакли «Норд-Оста» в Нижнем Новгороде 

9-19 декабря 2004 года — гастрольные спектакли «Норд-Оста» в Тюмени

Дарья Моргунова,  PR-менеджер мюзикла «Норд-Ост»

«Буквально сразу после освобождения заложников пришли московские строители, была дана команда на восстановление здания. Собственно, когда люди еще были в больницах, и мы сами не могли принять какое-то решение о восстановлении спектакля, де-факто решение было принято за нас: если труппа хочет продолжить работу, то она может это сделать только в этом здании. Коллектив театра восстановил спектакль за три месяца, и 8 февраля 2003 года мы сыграли вторую премьеру (самый первый спектакль состоялся 19 октября 2001 года — «МН»). Хотя в обществе были настроения  в духе «да, спектакль надо возобновить, мы покажем этим террористам», зрители не спешили идти на спектакль. Он не окупался. Билеты не покупали. Хотя, когда мы раздавали билеты бесплатно, зал наполнялся. Близилось лето, и было понятно, что в нетеатральный сезон тем более не стоило надеяться, что на спектакль будут ходить. 10 мая 2003 года труппа сыграла последний спектакль в Москве. Собственно, на этом мюзикл “Норд-Ост” в своем первозданном виде закончился».

«Почему вы думаете, что нельзя было восстанавливать спектакль? Метро же не остановили после взрывов?»

Алексей Иващенко

«8 февраля 2003 состоялась премьера восстановленного после теракта спектакля, и до 10 мая, – дня последнего спектакля стационарной версии, «Норд-Ост» был показан еще почти сто раз! 

Я иногда тоже мечтаю о его возрождении. Мне кажется, что сейчас это можно было бы сделать очень интересно: изменилась театральная технология, мы очень изменились — многое знаем про современный музыкальный театр, набрались опыта.

Сейчас время от времени возникают разговоры о возможности постановки телевизионного спектакля «Норд-Ост», есть даже идея создания грандиозного полнометражного музыкального фильма-мюзикла по этому либретто, с этой музыкой. Но «Норд-Ост» был написан для того, чтобы живые артисты под живую музыку играли его на сцене, и даже показы его по телевизору, мне кажется, сильно проиграют по сравнению с таким исполнением». 

Андрей Богданов, актер, исполнитель роли Сани Григорьева

«Почему вы думаете, что нельзя было восстанавливать спектакль? Метро же не остановили после взрывов? Это рабочий процесс. Спектакль хороший. Наш, первый (российский мюзикл — «МН»). Зачем его было закрывать. Все правильно. Я считал, что это все правильно, и с удовольствием принял участие.

Я тогда не думал о теракте, я думал о том, что идет спектакль, что у меня есть партнеры, задача по сцене. Вообще я не очень связываю спектакль «Норд-Ост» с терактом. Просто так случилось, что эти, с позволения сказать, люди решили выбрать именно эту цель». 

Александр Цекало, первый продюсер «Норд-Ост»

«Инициатива про возобновление спектакля рождала двойственное ощущение "жизни после смерти". Знакомые свели меня с известными продюсерами c Бродвея, которые делали такие очень известные мюзиклы как "Продюсеры", "Звуки музыки", "Красавица и чудовище", "Чикаго". 

Наша трагедия черным образом объединила Россию и Америку, которая за год до того пережила 11 сентября. Возникла идея сделать трибьютные концерты,  где бы звучали номера из американских мюзиклов и «Норд-Оста». Были найдены спонсоры,  я полетел в Нью-Йорк на переговоры. 

Был уже утвержден в качестве  ведущего Кевин Спейси, но в какой-то момент что-то не срослось, и все не состоялись. Наверное, все дело в том, что я сам работал в Москве, и у меня не было возможности контролировать ситуацию по многим моментам. Жаль, что не случилось».

Алексей Иващенко

«Мобильная версия мюзикла не сильно отличалась от стационарной. Там почти не было никаких сокращений, была немного изменена сценография. И, конечно, увы, пришлось сократить количество детей. И это не у нас надо спрашивать, почему спектакль не смог проехать по намеченному гастрольному маршруту, и почему принимающие стороны во всех городах, кроме Нижнего Новгорода и Тюмени, в одностороннем порядке стали расторгать тщательно готовившиеся в течение почти года договора! Кстати, и в Нижнем  и в Тюмени залы были битком. В Нижнем вместо 10 спектаклей дали 14, на спектакль было невозможно попасть, люди семьями приезжали из Москвы. В Тюмени — аналогичный успех...»

Дарья Моргунова 

«Гастрольная версия "Норд-Оста" существовала очень недолго, несколько месяцев в конце 2004 года. Мы планировали начать нашу гастрольную жизнь с Санкт-Петербурга, но там гастроли были сорваны. Театр закрыли ровно на то время, когда мы должны были там выступать. Объяснили это внезапным аварийным состоянием театра, а потом, без всякого ремонта открыли вновь через две недели. Но у нас уже был упущен срок, мы не могли там выступать.

В итоге спектакль успели показать только в двух городах — Нижнем Новгороде и Тюмени. У нас планировались спектакли в Красноярске, Новосибирске, Екатеринбурге. В этих и других городах, где мы договаривались о гастролях, нам не то чтобы отказывали, но саботировали. То есть мы встречали такое неявное, но жесткое сопротивление. Формально вроде придраться не к чему, но мы упирались в стенку. До сих пор не знаем, почему это происходило, но предполагаем, что это связано с именем Михаила Ходорковского, который финансировал гастрольную версию спектакля. Может быть, после его ареста в октябре 2003 года упоминания о его благотворительной деятельности было крайне нежелательно. Другая возможная причина — то, что гастроли "Норд-Оста" в регионах России напоминали бы о теракте».

Наталья Пелевина, драматург, общественный деятель, автор англоязычной пьесы «Я признаю вину», которая была поставлена в Лондоне и Нью-Йорке

«За драмой Норд-Оста я наблюдала по телевизору, когда еще жила в Лондоне. Все двое суток я не отходила от телевизора. Штурм театра в прямом эфире транслировал канал SkyNews. Но про газ тогда не было известно. Известие о том, что власть пошла на такие меры, просто повергло меня в шок. 

Эта трагедия оказала на меня сильное влияние на эмоциональном уровне, что поскольку я драматург, то мне очень захотелось написать пьесу, чтобы разобраться в ситуации и способ выразить эмоции.

Я стала изучать тему, встречалась с заложниками, их родственниками. В голове не укладывалось, как же так случилось: люди просто пошли в театр в столице  своей страны и не вернулись. Но еще имело место ощущение, что эти женщины, чеченки, не могли на это пойти, не случись с ними что-то глубоко трагическое.

Потому что ну не женская эта суть причинять страдания другим женщинам и детям. Это противоестественно. А там ведь было больше 20 молодых женщин.

Ну не верю, что у них была какая-то патологическая агрессия. Но я их не оправдываю.

Меня очень волновал вопрос “почему?” — и я не могу сказать, что даже написав пьесу, я нашла на него ответ. 

Я много общалась с бывшими заложниками, и они мне рассказывали, что эти женщины на протяжении всего времени общались с ними. Это факт, что там не было агрессии. Зачастую они даже пытались помочь — вода, продукты. Бывшие заложники, рассказывая про женщин-смертниц, сами говорят: “эти девочки”. Если бы у них был резкий негатив по отношению к ним, то их вряд ли бы так называли. Их также воспринимают как жертв. Их тоже использовали. К “мальчикам”, безусловно, такой негатив был, хотя бы потому что они могли контролировать ситуацию, они ее планировали. 

Я начала прописывать эту историю с позиции двух героинь — чеченской девушки и заложницы — и их диалогов. Это единственные героини.

Иногда мне хочется переписать пьесу, и оставить обеих живых. Как мы знаем, были убиты выстрелом в затылок абсолютно все женщины-террористки, многие из которых уже спали. И большое количество заложников тоже погибло. И финал моей пьесы, конечно, болезненный — после спектакля люди просто сидят и не встают.

Перед постановкой я показала пьесу бывшим заложникам и их родственникам, в том числе и Татьяне Ивановне Карповой, и спросила их разрешения на постановку. Если бы они мне сказали “нет”, мне было бы тяжело, но я бы отказалась от идеи это ставить. Я бы слишком побоялась их негатива, да и боли никому не хочу приносить. Ни разу я не слышала ни от кого от бывших заложников “Норд-Оста” комментария “Наташ, какое ты имеешь право?”.

Моя пьеса на русском языке шла один раз в Русском Театре в Махачкале в 2008 году, и была запрещена в тот же день тогдашним президентом Дагестана Муху Алиевым, который был на премьере вместе с ФСБшниками и МВД. Хотя было запланировано еще два спектакля. Был очень серьезный скандал, несмотря на то, что инициативу в постановке в этом театре проявила не я, а режиссер и труппа. Они сами перевели ее на русский язык. После этой истории я даже не стала предлагать московским театрам.

Спектакль шел в Лондоне. В 2011 году была американская премьера в Вашингтоне и Нью-Йорке. Сейчас мы уходили на перерыв, но возобновим. Пресса и публика приняли спектакль очень хорошо.

В пиаре на крови меня, конечно, обвиняли, но я не реагирую. Я хорошо понимаю, что люди имеют в виду. Возможно, я на их месте реагировала также.

Заложники очень хотят, чтобы спектакль шел дальше. Потому что такие вещи имеют тенденцию забываться, к сожалению. Хорошо если раз в год вспомнят, но многие газеты и каналы не делают даже этого.

Урок “Норд-Оста” — попытка понять, почему это происходит. Найти в себе что-то человеческое. И второе — заставить власть отвечать за свои решения в таких ситуациях. Пусть они конкретно объяснят, почему они сделали то, что сделали. И почему общество в целом не задается этими вопросами. Почему по фигу.  Это тот урок, который не вынесли.

Людям все равно. В России все пытаются абстрагироваться от горя. Ладно, не хотите призывать власть к ответу — так хотя бы чувствуйте и помните. Никакой помощи заложники не получают, хотя там остались и инвалиды, и сироты.

Иногда мне кажется, что это равнодушие, потому что жизнь очень тяжелая, и чужое горе просто не интересно и не нужно.

С другой стороны, если ты знаешь, какая тяжелая жизнь, то ты, наоборот, должен сострадать больше».

«Норд-Ост». 10 лет. Verbatim - часть 1

«Норд-Ост». 10 лет. Verbatim - часть 2

Над спецвыпуском работали

Текст

Анна Байдакова, Михаил Мошкин, Вадим Кантор, Надежда Померанцева, Инна Логунова, Марина Лепина, Александра Ильина, Дарья Луганская

Продюсер

Надежда Померанцева