Прохладным и пасмурным субботним вечером возле Большого театра начинает собираться небольшая толпа. Люди в кедах и кроссовках — придется много ходить. Некоторые явно видят друг друга не в первый раз, тепло здороваются и продолжают терпеливо стоять. Но это не несанкционированный митинг. Москва переживает экскурсионный бум. Люди готовы платить деньги за то, чтобы лучше узнать город, в котором они живут. С каждым днем таких людей становится все больше, а спрос, как известно, рождает предложение.
К фонтану у театра подходят одинокие мужчины среднего возраста, пенсионеры, девушки, влюбленные пары и даже одна семья, по виду смахивающая на хиппи, с ребенком — всего больше двадцати пяти человек. Пара мужчин признаются, что уже успели стать завсегдатаями экскурсий Гнилорыбова. Это внушает надежду, что в ближайшие пару часов нас ждет что-то более-менее интересное.
Экскурсовод-хипстер Паша Гнилорыбов носит очки в толстой оправе, рюкзак с хитрым узором и галстук-бабочку — скоро он поведет собравшихся на пешую прогулку «Москва дворянская». Паша, студент истфака МГУ, почувствовал новый городской тренд и этой весной запустил проект «Моспешком». Рядом его жена — муниципальный депутат Южного Тушина и небезызвестная оппозиционерка Вера Кичанова. Она ходит с Пашей на каждую экскурсию и активно рекламирует проект у себя на странице «вконтакте». Короче, «Моспешком» вполне себе классическое семейное предприятие.
С легким опозданием действие начинается. Паша рассказывает про Большой и Малый театры. В руках у него объемная папка, но по бумажке он почти не читает. Историческая информация перемежается различными кунштюками — так раньше именовали то, что мы сегодня называем «приколом» или «забавной историей». Для затравки Паша рассказывает о системе актерских амплуа в XIX веке: всего их было более десяти, и за рамки раз и навсегда определенного образа — простака, любовника, трагика, комика или отца семейства — актеры не выходили.
Дальше мы двигаемся в сторону Большой Дмитровки. К изначальному ядру экскурсантов потихоньку начинают примыкать случайные гуляющие. Наша вторая остановка — у здания Дворянского собрания. Тут танцевала свой первый бал и Наташа Ростова, и Татьяна Ларина. «Молоденькие барышни в расцвете красоты были главным экспортным товаром русской провинции, — острит Паша. — Дворянское собрание было как раз тем рынком, где этот товар реализовывался». Экскурсанты встречают его замечание одобрительным хмыканьем, а некоторые девушки — легкими вздохами.
Кто водит экскурсии по Москве
Общество пеших прогулок «Москваход»
Городские экскурсии Музея архитектуры им. Щусева
300 рублей средняя цена ?экскурсии по Москве
Экскурсовод продолжает посвящать в дворянские нравы позапрошлого века: «Изъясняться умели фантастически и без слов. Чтобы выразить веером согласие, нужно приложить его левой рукой к правой щеке. «Нет» — приложить открытый веер правой рукой к левой щеке. «Я тебя люблю» — правой рукой указать закрытым веером на сердце. «Я сделалась недоверчива» — барабанить закрытым веером по ладони левой руки», — объясняет Паша, и протягивает собравшимся дамам пару деревянных вееров.
Каждая из экскурсанток по очереди и с большой охотой шлепает себя по щекам и губам, повторяя его инструкции. Публика весело смеется — такие штуки здорово расслабляют.
Мы идем к Кузнецкому Мосту. «Улица в этом году стала полностью пешеходной», — начинает экскурсовод, и именно в этот момент за нашими спинами тормозит «Газель», водитель вылезает, со скучающим видом оттаскивает в сторону бетонный столбик, препятствующий въезду автотранспорта, и уезжает вниз по Кузнецкому Мосту, сигналя ошарашенным пешеходам — расходились тут!
В какой-то момент я замечаю, что наша группа уже сильно разрослась — незаметно к нам прибиваются все новые и новые гуляющие. Кто-то чтобы потусоваться с группой десять-пятнадцать минут. Кто-то дойдет до конца маршрута. «Дорогой, постой, давай послушаем, кажется, там что-то интересное», — говорит ухоженная дама средних лет своему спутнику и увлекает его за нами. Они робко пристраиваются за спинами экскурсантов.
Становится совсем темно, дует холодный ветер, но внимание собравшейся публики не ослабевает. Даже маленькая девочка, которую взяли с собой родители-хиппи, не жалуется и не просится домой. Мы проходим по Столешникову переулку, слушая рассказы о зданиях и людях, живших, любивших, ненавидевших и строивших капиталы в них. Попутно решаю для себя, в чем секрет успеха экскурсовода. Широкий культурный и научный базис? Артистичность и умение удерживать внимание публики? Кажется, самое главное — это все-таки самому прикипеть сердцем к Москве и хотеть поделиться этой любовью с другими людьми.
И вот мы уже стоим напротив здания мэрии. Личность, без которой точно не может обойтись экскурсия о XIX веке в Москве, — генерал-губернатор (должность, аналогичная современному мэру) Арсений Закревский. «Самодур крутого нрава, этот человек стал правителем Москвы уже будучи стариком, чтобы нагонять страху на либералов, неуклюже бороться со взяточничеством, везде подозревать инакомыслие и в итоге получить народное прозвище Чурбан-паша. Позже он получил еще одно прозвище, Граф Варшавский, — за ретивость, с которой добился закрытия публичного дома на Мясницком бульваре, известного в народе как Варшавский», — говорит Паша.
Вперед по курсу у нас дом, где располагалась булочная Филиппова. Купцы и студенты, школяры и дворяне, чиновники и разночинцы всех мастей за копейки лакомились там жареными пирожками с мясом, яйцом, рисом, грибами, творогом, изюмом и вареньем. Неподалеку и знаменитый Елисеевский магазин, по пышности внутреннего убранства соперничающий с Зимним дворцом. «Представляешь, живу в Москве лет семь — и впервые узнала, где же находится этот Елисеевский, впервые в него зашла, — делится впечатлениями с подругой одна из девушек. — Это же просто какой-то анекдот».
Конечная точка нашей прогулки — здание Английского клуба, в прошлом он славился обедами и карточной игрой, а также во многом определял общественное мнение. В XIX веке правила приема были очень строгими — только самые сливки общества имели право вступить в клуб, и лишь по рекомендации действующих членов и после тайного голосования.
«Расскажите, а как попасть-то на такую экскурсию, почем она?» — тихонько спрашивает меня одна дама, которая практически с самого начала следовала за нашей группой вместе со своим сыном-подростком. Ему, очевидно, рассказ был не очень интересен, а вот матери все явно понравилось.
«Постепенно членские квоты расширили, и в клуб стала приходить все более разношерстная публика, что привело к окончательному упадку престижа и влияния этого заведения. После революции клуб вновь заработал в 1996 году. Почетным старшиной клуба был избран тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков, а членами стали Никита Михалков, Артур Чилингаров и другие приятные люди», — подводит итог наш экскурсовод. Все опять одобрительно хмыкают.
Финальный «бантик» — показ открыток, подготовленных в 1914 году по заказу фирмы «Эйнем», именно она была предшественницей «Красного Октября». Было собрано несколько фокус-групп, чтобы узнать, как видят москвичи свой город в XXIII веке. В результате художник изобразил подвесные воздушные дороги, аэропланы, дирижабли и всякую подобную красоту в стиле стим-панка. «Весь флот мира — исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шара, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом» — так звучит описание одной из этих открыток.
Почти 12. Экскурсия заканчивается аплодисментами, Паша улыбается и просит позабывших отблагодарить экскурсовода материально. Установленная цена — 300 руб., пара мужчин, расчувствовавшись, дают по 500. А вот примкнувшие дамочка с сыном и несколько других «зайцев» поспешно ретируются.
«Люди хотят быть «квалифицированными потребителями»
Елизавета Лихачева,
искусствовед, научный сотрудник Музея архитектуры имени Щусева
«В последние пять лет наблюдается явный подъем интереса к городским экскурсиям. Москвичам становится интересен город, в котором они живут. Бум обусловлен несколькими причинами. Во-первых, москвичи в довольно большом количестве стали ездить по миру. А возвращаясь из чужих краев, жители спальных районов зачастую осознавали, что совсем не знают и своего города. Они ходят по Москве как по Парижу, знают Тверскую улицу, Манежную площадь, Красную площадь — какие-то ключевые вещи. Но стоит отойти на квартал от Тверской — и все! Где находится Большая Дмитровка и Якиманка значительная часть населения Москвы не знает.
Второй немаловажный аспект — наконец-то стала приносить плоды многолетняя борьба за сохранение исторического наследия. Если раньше эта борьба была исключительно уделом профессионалов, то сейчас во многом благодаря интернету эта борьба выходит на поверхность, она приобретает политический окрас. А политика сейчас очень актуальна.
Третье — поездив по странам, люди хотят быть «квалифицированными потребителями» — разбираться и понимать то, что они видят, в том числе это касается и культурно-исторического наследия. 90% посетителей сегодняшних столичных экскурсий москвичи, а не туристы, как это принято думать.
Но этот бум продлится недолго. Сейчас в нашей стране идет уничтожение институций, связанных с просвещением граждан, — Институт культурологии закрывается, Институт искусствознания закрывается. Экскурсионная деятельность — это ведь часть большого айсберга, в основе которого лежит кропотливый труд архивистов, историков, культурологов.
Хороший экскурсовод — это научный работник, обладающий широким диапазоном знаний, которыми он хочет поделиться с людьми. Для такого человека экскурсии не способ заработка, а часть научной деятельности. Людям интересен штучный товар, это касается и экскурсий. Как только какая-то контора ставит их на поток, интерес к таким экскурсиям сразу падает».
Городские экскурсии как способ облагородить среду
Алексей Чернореченский,
устраивает бесплатные прогулки, совмещенные с лекциями и театральными представлениями, посвященными искусствоведению, драматургии и городским пространствам
«Чем более город приветлив к тому, чтобы его жители и гости взаимодействовали друг с другом и проявляли свой творческий потенциал, тем более он жизнеспособен. Городские встречи как раз история о таком взаимодействии, облагораживающем среду обитания.
На мой взгляд, современные городские прогулки, совмещенные с арт-событием, отчасти произрастают из того, что Бахтин в свое время называл средневековой карнавальной культурой. В какой-то точке городского пространства собираются люди, и каждый из них задействован в роли актера или зрителя.
Почему именно сейчас это стало набирать популярность? На мой взгляд, в последние лет пять-шесть москвичи стали постепенно раскрепощаться, вырос материальный достаток, а вслед за ним и уровень самосознания. У людей сейчас появляется свободное время, а вместе с ним и потребность узнать больше о среде, в которой они живут, потребность дальнейшего развития и желание понять, что же все-таки лежит за пределами стабильности. Совокупность этих фактов привела к тому, что люди все чаще стали обращать свои взоры на необычные варианты взаимодействия. Один из них, давным-давно прижившийся в Европе, — это как раз такая разновидность городских прогулок».
Интересу к истории Москвы способствовали городские утраты
Никита Брусиловский,
историк-архивист, координатор движения «Архнадзор»
«За последние 30 лет градозащитное движение и борьба за сохранение культурного наследия пережили несколько взлетов и падений. Один из наиболее значительных взлетов связан с перестройкой, тогда вопросы охраны памятников стали обсуждаться действительно широко. В первой половине 90-х наметился спад активности в градозащите. Во-первых, серьезно затормозилось новое строительство, а во-вторых, власти начали политику воссоздания утраченных исторических памятников: Казанский собор на Красной площади, Воскресенские ворота с Иверской часовней, Красное крыльцо в Кремле, храм Христа Спасителя; тогда же активизировались реставрационные работы. Все эти процессы, безусловно, нужные и правильные, но, выйдя на первый план, они заслонили собой проблему сохранения памятников столицы, находящихся в угрожающем состоянии. Ситуация начала меняться лишь в 2002–2004 годах, когда в самом сердце Москвы за короткий срок было утрачено сразу несколько знаковых объектов: гостиница «Москва», Манеж и Военторг на Воздвиженке. Такие потери подействовали отрезвляюще: именно тогда в обществе активнее стала обсуждаться проблема утраты исторического лица Москвы, появились краеведческие просветительские проекты (например, «Москва, которой нет»), снискавшие популярность у москвичей. Пришло осознание того, что старый город стремительно уходит и этому нужно противостоять».
Андрей Гречко,
19 лет, репетитор по обществознанию, участник экскурсии
«Для нас с моей девушкой важно знать город, в котором мы живем, именно это и привело нас на экскурсию проекта «Моспешком». К тому же мы много слышали о выдающихся способностях Паши как рассказчика. В итоге путешествие подарило нам замечательные впечатления и множество интересных историй. Внутренний двор одного дома на Хитровке, в который нас провел Паша, воспользовавшись тайным знанием кода от входной двери, впечатлил нас больше всего. Переступив порог, мы поняли, что время здесь остановилось и перед нами легендарные хитровские трущобы».
Авторские прогулки: как это работает
В летний период проведение пеших авторских прогулок по городу может быть вполне доходным бизнесом, уверены опрошенные «Московскими новостями» экскурсоводы. Средняя цена за прогулку в Москве сейчас составляет 300 руб., а расходы на ведение бизнеса минимальны — нужно завести свой сайт и уметь грамотно распространять информацию о себе. Как правило, в экскурсионную группу набирается от десяти до 25 человек, хотя здесь все зависит от харизмы экскурсовода. К примеру, на экскурсии Алексея Дедушкина из общества пеших прогулок «Москваход» редко приходит меньше 50–60 человек.