7220
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
7661
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
4559
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
1949
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
3097
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
2791
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
2177
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
1686
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
4209
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
3893
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
2928
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
3380
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
2502
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
2111
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
1914
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
1888
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
1845
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
1669
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
1667
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
2140
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
1928
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
1658
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
1510
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
2156
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
2052
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
1702
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
1712
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
1796
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
1772
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
1691
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
1746
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
2611
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
2038
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
2005
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
1812
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
00:05 19/04/2013 0 12

Российский театр хочет обновления, но не готов к революции

Оперные и балетные «Золотые маски» вручены непатриотам

Дамир Юсупов

Анна Гордеева

Возмутители спокойствия

Лучший спектакль в опере — «Сон в летнюю ночь» (МАМТ)

Лучшая работа режиссера — Дмитрий Черняков («Руслан и Людмила», Большой театр)

Две важные «Маски» в опере отданы спектаклям, появление которых сопровождалось скандалами. На «Руслане и Людмиле» в Большом раздавались крики «позор!» — часть публики протестовала против превращения «волшебной сказки» в love story практически трагическую — народу хотелось мечтательно расслабиться, а режиссер раскопал в Глинке и хохмы, и издевку, и скрытую боль. Ждали березок и чудес — получили новорусскую свадьбу с довольно жестокими испытаниями для жениха и невесты. Разум от такого вскипел и выкипел. Та часть зрителей, что была лучше знакома с музыкой и понимала, что Глинке унизительно быть иллюстрацией к адаптированным сказкам, спектакль приняла на ура — крики «браво!» на премьере также звучали. Так премьера зафиксировала раскол аудитории — плохо образованные ревнители «исторических постановок» и меломаны-интеллектуалы. Жюри, к чести своей, поддержало вторых. Как и в случае со «Сном в летнюю ночь» в Музыкальном театре. Там скандал возник из-за того, что в вышестоящие органы была отправлена кляуза: мол, в спектакле, где участвует детский хор, пропагандируется педофилия. Никакой пропаганды там с лупой не сыщешь — просто знаменитый английский режиссер Кристофер Олден, ставивший эту оперу Бриттена, обратил внимание на завязку шекспировского сюжета, где король эльфов ссорится со своей супругой из-за маленького пажа. Надо сказать, на родине Шекспира этот момент привычно трактуют именно как знак незаконной склонности правителя — что ж так гневается король, когда жена не отдает ему мальчишку? И Олден перенес действие в английскую закрытую школу и сделал спектакль о взрослом человеке, что когда-то был тем «маленьким пажом», — он давно вырос, но не может забыть детскую травму. Вся криминальная история лишь в подтексте, и лишь взрослый человек может понять, отчего так мается герой. И уж, конечно, никакой «пропаганды» — столько страдания и безнадежности. Депутат Железняк сразу после церемонии вручения призов «Золотой маски» предложил запретить в театрах пропаганду педофилии — как будто она была там разрешена! И как будто это имеет какое-то отношение к печальному, умному, потрясающе поставленному и спетому спектаклю. Очевидно, что разговоры на эту тему в Думе будут еще продолжаться, но хорошо, что вовсе не выбирающиеся в театр люди будут знать, что кроме мнения охотнорядцев существует мнение составлявших жюри профессионалов.

Наше все

Лучшая работа дирижера в балете — «Шут»

Лучшая работа дирижера в опере — Cosi fan tutte

Город Пермь — счастливый город. В нем живет Теодор Курентзис. Гражданин Греции, до сих пор (уже двадцать лет в России) говорящий по-русски с забавным акцентом, но языком музыки — всеми ее языками — владеющий безупречно. Пока Валерий Гергиев строит новое здание Мариинки и перемещается по стране в графике «Ласкового мая» (обратите внимание: 7 мая у него в 11.30 концерт в Белгороде, в 17.00 в Курске, а в 21.00 в Орле), пока дирижеры Большого пытаются приспособиться к новой его акустике — Курентзис выдает такого нежного, хохочущего, искреннего Моцарта (Cosi fan tutte), какого никогда прежде не было слышно на наших просторах. И такого лукавого Прокофьева («Шут»), что тоже ранее у нас не встречался. И, собственно, спецприз жюри «Золотой маски», выданный аккуратному и чуткому балету пермского театра, и его заслуга тоже, ведь курс на европейский репертуар — его курс.

Балерина мира

Лучший спектакль в балете — «Диалоги»

Лучшая женская роль в балете — Диана Вишнева

Соревнование среди балерин было серьезным — в шорт-листе было восемь имен, в том числе и рыжая мариинская дива Екатерина Кондаурова, и летучая Сильфида Музыкального театра Эрика Микиртичева. Но Вишнева пришла на старт не просто с ролью, а с собственным, появившимся по ее инициативе спектаклем. Три одноактовки разных хореографов, в которых ее героиня сражалась с Минотавром, выясняла отношения с любимым человеком и дралась за жизнь со смертью, принесли ей победу — и эта «Маска» зафиксировала верность курса на независимость. Если родной театр (в случае Дианы — Мариинка) не готов использовать тебя на 200%, если интересной работы недостаточно — правильно самому придумывать проекты, искать хореографов, отправляться в другие театры. Верность родному театру (родной стране — в сознании нетеатральных людей) расценивается начальством как слабость: мол, если ты до сих пор здесь, значит, некуда деваться (что видно в отношении руководства Большого к Николаю Цискаридзе, например). Вишнева, неудовлетворенная состоянием дел в балете Мариинки, не стала драться за «родную землю», решив сражаться только за себя. И эту битву выиграла.

За околицей прогресса

Лучший спектакль современного танца — «Едоки» (Театр-студия современной хореографии, Москва)

Лучшая работа хореографа — Гай Вайцман и Рони Хавер (проект «Платформа», Москва)

С контемпорари жюри пришлось сложнее всего: шорт-лист, предложенный экспертным советом, поддерживал отечественных производителей-хореографов вне зависимости от качества произведенного и не включал два лучших спектакля сезона («Воскресенье» Мануэля Ронды в московском Театре-студии современной хореографии и «В свете луны» Гаэля Доменжера в екатеринбургском Танцтеатре). В результате высокие судьи хохотали на патетических петербургских «Кукушках» (хореограф Алиса Панченко, о связи времен и вреде абортов), перебирали знакомые, 150 раз использованные хореографом мотивы в «Сепии» Татьяны Багановой и скучали на московских «Едоках» (хореограф Екатерина Кислова, вариации на тему вангоговских «Едоков картофеля»). Решили, что скука лучше глупости и самоповторов, и назвали лучшим спектаклем «Едоков». Что называется, на безрыбье. А в лучшие хореографы определили голландский дуэт: Гай Вайцман и Рони Хавер сочинили для московского проекта «Платформа» «Историю солдата» — и стандартная европейская продукция в этих обстоятельствах смотрелась выгодно. Сам же спектакль присутствовал в номинации «Эксперимент», где проиграл «Полнолунию» Филиппа Григорьяна. Так жюри сделало верный выбор в неблагоприятных обстоятельствах усеченного шорт-листа и вышло из ситуации с честью. Наш театр еще один год побыл европейским театром.

Жюри — единственный европеец Инжект

Алена Солнцева

— В это году я работала в драматическом жюри «Золотой маски». И признаюсь: на церемонии вручения испытываешь чувства совершенно особые.

Во-первых, ужасно неловко перед номинантами, которым не дали приз, особенно в начале вечера, когда они еще об этом не знают, а ты — догадываешься (именно догадываешься, потому что голосование тайное и окончательного результата ты не знаешь). Во-вторых, очень приятно видеть радость лауреата и бурное одобрение зала, когда приз и ожидание сообщества совпадают — что случается не так часто, как хотелось бы. Еще испытываешь неловкость, когда общее решение идет вразрез с твоим мнением, а ведь подписываются под ним все, и ты тоже.

Конечно, любое решение любого жюри — компромисс, уже хотя бы потому, что 14 его членам не просто сговориться между собой, особенно если дело обстоит так, как нынче. А нынче в театре существует сильное расслоение. Почти по любому поводу возникают полярные мнения. Нет ясной шкалы оценок, нет мейнстрима, и выбирать главное все труднее. Поэтому особенно важно понимать: на чем удалось сойтись, где удалось найти согласие. Попробую объяснить логику, а не свои предпочтения.

Список номинированных — результат работы экспертов, отсмотревших не одну сотню спектаклей. И в нем обычно мало сюрпризов, поскольку в театре заранее известно, от кого можно ждать подвигов. Поэтому, конечно, особенно хочется неизвестных героев. В этом году впервые за много лет «Маска» за спектакль большой формы ушла в провинцию — спектаклю «Без названия» режиссера Евгения Марчелли из ярославского Театра драмы им. Волкова. «Маска» за лучшую мужскую роль досталась Виталию Кищенко, сыгравшему в нем Платонова, — собственно, роль не просто главную, но основную, сделавшую спектакль. За это решение радовались дружно.

А вот является ли спектакль ярославцев действительно лучшим — вопрос спорный. Среди номинантов были не хуже, но не было ни одного безупречного. Многие считали, что надо наградить «Пристань» — замечательный бенефис старшего поколения вахтанговцев, стараниями Римаса Туминаса продемонстрировавшего свои актерские возможности в полном блеске. Но жюри решило дать «Пристани» спецприз: именно ради того, чтобы вывести этот чистейший образец театральной традиции за пределы конкурса.

Вторым полюсом, вынесенным за скобки соревнования, стали две работы молодого режиссера Дмитрия Волкострелова, «Солдат» и «Злая девушка» (в соавторстве с художником Ксенией Перетрухиной), тоже награжденные спецпризом. Для большинства они оказались скорее привлекательны, чем понятны. А главное — куда менее неприемлемы, чем радикальные жесты Константина Богомолова, номинированного за два спектакля, но «Масок» не получившего. Если не считать «Маски» Розе Хайруллиной за «Лира», что может быть расценено и как косвенное признание спектакля, и как выделение из него единственно ценного. Богомолов, как и Серебренников, — наиболее известные из режиссеров нового поколения — слишком раздражают. Могу предположить, что отторжение вызывает как раз то, что привлекает публику, — нахальная яркость формы, использование провокативных приемов, публицистичность. Новаторство хочется видеть занудноватым — тогда оно как бы облекается в академическую мантию. Думаю, что по этим же причинам не награждены и спектакли Театра.doc (их в номинациях аж четыре), «Берлуспутин» прежде всего. Балаганность принимается только в кукольном варианте — и краткая история классических опер, показанная в ярмарочном автофургоне, принесла очередные «Маски» заслуженным кукольникам из театра «Тень» — Илье Эпельбауму и Майе Краснопольской.

Приз за режиссуру Марату Гацалову тоже примирял сторонников нового и поклонников традиций. У Гацалова это уже третья «Маска», первую он получил как спецприз жюри вместе Михаилом Угаровым за «Жизнь удалась» Пряжко, вторую в прошлом году от критики за постановку в Прокопьевске «Экспонатов» Дурненкова. Бродвейская пьеса ««Август. Графство Осейдж», поставленная им в новосибирском театре «Глобус», далека как от российской реальности, так и от отечественной традиции, но оказалась у нас очень популярной. Возможно, оттого, что в ней много ролей для актрис среднего возраста, чья занятость — головная боль для всех репертуарных театров. Важно, что Гацалов, с одной стороны, режиссер нового поколения, с другой — работает с провинцией, с традиционным театром, аккуратно прививая современную драму к привычным формам.

Новое и современное поддержать хочется почти всем. Но вопрос в степени радикальности. Тонкость построения роли, подробность разбора, близость к естественности существования на сцене по-прежнему воспринимаются легче, чем прямое воздействие, которое кажется грубым и безвкусным. Театральное сообщество, так же как и большинство публики в России, очень стесняется разговора на острые и больные темы. Между однозначными «да» и «нет» оно выбирает уклончивость.

Характерный пример: и жюри, и критики наградили спектакль «Антитела» Михаила Патласова (малая форма). Это дебютная работа режиссера, сделанная на основе документальных материалов, собранных после убийства молодого антифашиста Тимура Качаравы. Спектакль, в котором много постановочно наивного, построен на монологах двух матерей — убитого и убийцы. История, рассказанная театром и в первую очередь двумя замечательными актрисами Ольгой Белинской и Аллой Еминцевой, потрясает не обличением социального зла, а острой жалостью к женщинам и их детям, брошенным в одиночестве среди большого города. Когда в Москве его смотрело жюри, после финала в зале долго стояла тишина — зрители, переполненные чувствами, просто не могли начать аплодировать. Сохранив эмоциональную силу документа, театр снял публицистический пафос. Именно в таком виде документальность вызывает наибольшее сочувствие.

Театр относится к современности, как купальщик к холодной воде, — он осторожно пробует, не слишком ли обжигает, не будет ли неприятно? Мир российского театра сегодня очень закрытый, замкнутый, и попытки выйти за его пределы — в сторону социальности ли, современного ли искусства, жизни ли — воспринимаются очень настороженно. Особенно поколением, пережившим слом времени в 90-е годы. Боязнь разрушить привычную картину мира приводит к невротическим реакциям. Но в то же время можно понять тех, кто воспринимает сильное агрессивное воздействие на сознание зрителя как попытку манипулировать.

До сих пор драматический театр на фестивале «Золотая маска» считался главным — так повелось с советских времен, когда драмтеатров было гораздо больше и они несли основную идеологическую нагрузку. Сегодня логичней было бы отдать первенство театру музыкальному. Там и бюджеты в разы больше, и уровень интеграции в международный контекст выше, и легче оценить уровень профессионализма. Что же касается драмы, то там пока очень мало новых смыслов, что делает театральное искусство маргинальным занятием. Интересно, что в фейсбуке, где у меня очень много друзей из самых разных сфер, итоги «Маски» обсуждают только театральные люди. Филологи, искусствоведы, кинокритики и политики заняты процессом Удальцова, сочинскими кошкодавами и инициативами депутатов.