Официально итоги фестиваля объявляют 12 апреля. Побеждают в конкурсе те картины, за которые проголосует зритель. Фестиваль «Дубль дв@» в течение двух дней открывал доступ к Островскому в интернете. Сколько людей посмотрело сериал, пока подсчитывается, но общее число зрителей оказалось в этот раз более 150 тысяч — в три раза больше, чем в прошлом году. Самые высокие баллы получили «Бешеные деньги» и «Банкрот» — 9, 4 и 9,3 балла из 10. «Таланты и поклонники» и «Лес» — 9 и 8,7 балла.
То есть публика фильм приняла, да еще и с восторгом. Однако когда его увидят телевизионные зрители, для которых он, в общем-то, и предназначался — неизвестно. В тот же день — совершенно случайное совпадение — суд рассматривает иск московского правительства к компании, которая владеет правами на эти фильмы.
Снять сериал по пьесам Островского пришло в голову двум хорошим режиссерам — Олегу Бабицкому и Юрию Гольдину. Обычно у нас идут работать на телесериалы из-за денег, а для души снимают кино. Тут была иная история: оба режиссера долгое время занимались тяжелым и рутинным производством еженедельных телепрограмм (на ТВЦ, на «Культуре»), хотя в прошлом у них были очень удачная экранизация булгаковского «Театрального романа» и отличный сериал по знаменитому детективу Жапризо «Девушка в очках, с ружьем, на автомобиле». За Островского они взялись с настоящим энтузиазмом, выкладываясь не за страх (и не за деньги), а из-за любви. Денег было не так много — во всяком случае, не столько, чтобы осуществить первоначальный замысел: снять полную картину российской жизни в произведениях великого русского драматурга. А тем, кому кажется, что Островский устарел, стоит прочитать его пьесы, чтобы убедиться — все столь же актуально, что и 150 лет назад, когда петербургские театральные чиновники кривились от смазных сапог и ситцевых платьев его героев, ужасаясь их просторечию и грубости и предпочитая изящные французские водевили с танцами и раздеванием.
Но в конце концов и в сокращенном варианте из четырех пьес разного времени фильм «Темное царство» (таково общее название) был снят. И — положен на полку.
Купцы Замоскворечья, в сущности, мало отличаются от своих потомков, называющихся теперь предпринимателями
Дело в том, что сериал по Островскому снимали в рамках Городской целевой программы создания отечественных телефильмов. Еще при Лужкове. Те люди, которые тогда приняли проект, вероятно, планировали показать сериал по ТВЦ. Но когда в 2011 году фильм был закончен, ситуация изменилась. Права на фильм оказались у компании ООО «АПГ ТВ», которая по соглашению с Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы и должна была заняться прокатом и продвижением. Однако, как выяснилось позже, из 42 фильмов, снятых в рамках программы, были показаны только шесть, а остальные 32 фильма, между прочим, стоивших налогоплательщикам более полутора миллиардов (1547,9 млн) рублей, остались без экрана. И с 2011 года правительство Москвы находится в состоянии суда с нынешними владельцами прав. Однажды суд уже вынес решение о возращении прав заказчику, но ответчики подали апелляцию, дело возвращено на доследование. Понятно, что юристам, занятым процессом, интересно бороться друг с другом по поводу всякого рода юридических тонкостей. Но фильмы стареют, их нельзя нормально показать, а шансов, что вопрос решится в пользу здравого смысла, все меньше. И что в этой ситуации можно сделать — совершенно непонятно. Разве что написать пьесу...
Сериал «Темное царство» собрал замечательных театральных артистов, играющих с непривычной для телеэкрана тонкостью и естественностью. Текст Островского и его сюжеты, прочитанные внимательно и уважительно, до сих пор — как подтвердил показ на фестивале «Дубль дв@» — волнуют зрителей, как молодых, так и старых. Экранизация классики, что, впрочем, не новость, для людей по-прежнему привлекательна, тем более что Островский — впрочем, это тоже давно известно — блестящий сценарист, у него увлекательная интрига соединяется с живыми характерами и чудесными, вкусными диалогами. Его вообще не надо осовременивать, переодевать героев в другие костюмы и даже слова не стоит переписывать. В нашей эпохе вечно становящегося капитализма, честное слово, снова все на своих местах: купцы Замоскворечья, в сущности, мало отличаются от своих потомков, называющихся теперь предпринимателями, да и таланты по-прежнему зачастую живут лишь щедростью поклонников. А уж что касается молодых девиц, мечтающих о необременительном союзе с толстым кошельком, который позволит и квартиру переменить, и дизайнера нанять, и в Париж съездить... В общем, очень современный драматург, даже, пожалуй, и слишком. Вот, например, что говорит купец Большов из пьесы «Свои люди — сочтемся» о скрывающих свой капитал собратьях: «Да еще как делают-то: без стыда, без совести! На лежачих лесорах ездят, в трехэтажных домах живут; другой такой бельведер с колоннами выведет, что ему со своей образиной и войти-то туда совестно; а там и капут, и взять с него нечего. Коляски эти разъедутся неизвестно куда, дома все заложены, останется ль, нет ли кредиторам-то старых сапогов пары три. Вот тебе вся недолга»...
Юрий Гольдин, режиссер сериала
«Конечно, в нынешнем году день рождения Александра Николаевича Островского можно было отметить иначе, — но снятый нами сериал по его пьесам погребен под завалами судебного разбирательства... Подробности тяжбы между московским правительством и компанией-дистрибьютором мне досконально не известны, я предполагаю, что обе стороны имеют свои резоны. Мне лишь очень жаль, что в результате мы до сих пор не смогли предъявить нашу работу широкой публике. От всех этих долгих поисков справедливого решения совершенно несправедливо страдает зритель, страдает съемочная группа, страдает наше классическое наследие. А как было бы кстати — включить 12 апреля телевизор и посмотреть бессмертного Островского!»