Страна: США
Автор идеи: Фархад Сафиниа
Режиссеры: Марио Ван Пиблз, Жан де Сегонзак, Джим Маккэй
Звезды: Келси Грэммер («Люди Икс: Последняя битва»), Конни Нильсен («Гладиатор»), Мартин Донован («Бессонница», сериалы «Мертвая зона», «Говорящая с призраками», «Фирма» и др.)
Жанр: политическая драма с элементом детектива
Сюжеты: закулисные интриги в коридорах власти крупного промышленного города; коррупция, оргпреступность, война компроматов; проблемы политического выживания чиновников
Премьера: октябрь 2011 года (канал Starz)
Продолжительность: 2 сезона (всего 18 серий)
Мой рейтинг: 8 из 10
У мэра Чикаго Тома Кейна тысячи недоброжелателей из числа простых горожан и сотни влиятельных врагов: и в среде бизнесменов, и среди олдерменов (члены городского совета), и в руководстве штата Иллинойс, и даже в Вашингтоне. Но главный враг Кейна, как выясняется, притаился в его собственном теле.
Герою сообщают, что он тяжко болен. Диагноз «деменция с тельцами Леви»: хроническое прогрессирующее нейродегенеративное заболевание, внешние проявления которого — двигательные расстройства, нарушение концентрации и процесса восприятия реальности, депрессия, зрительные и слуховые галлюцинации. Все это через три-четыре года, а то и раньше может превратить энергичнейшего мэра, который пока сметает противников, как кегли в боулинге, просто в овощ. Врач не исключает, что с каждым месяцем герою будет становиться все хуже.
И мэр, и его противники — хищники, но принципиально разных масштабов, и никого из нас не обрадует, если тигра загрызет стая шакалов
В конце первого сезона босс Чикаго, вышедший невредимым из политического тупика, чреватого импичментом и судебными исками, валяется в ванной своего особняка, пораженный первым тяжелым приступом недуга. Весь немалый промежуток экранного времени (восемь серий) между диагнозом и приступом будет посвящен реализации Кейном практического курса политического выживания. В какой-то момент зрителю покажется, что герой потерял все: его ставленник на губернаторских праймериз, его помощница и даже его жена Мередит — все будут готовы его предать, начав собственную игру за выживание. Даже глава аппарата мэра, его правая рука Эзра Стоун, затеет интригу против босса. И все же герой одержит победу. Но дорогой ценой: растоптана жизнь дочери мэра, казнен бунтарь Стоун, в коридорах власти Чикаго стало еще грязнее...
Так почему же зритель подсознательно сочувствует главному герою и не желает ему поражения? Возможно, оттого, что в сериале почти нет «хороших парней» — в той среде, которая нам явлена, они попросту не выживают (даже репортер-правдолюбец тут больше ценит не истину, а свое имя на первой полосе). Из нескольких зол зритель вынужден выбрать меньшее. И мэр, и его противники — хищники, но принципиально разных масштабов, и никого из нас не обрадует, если тигра загрызет стая шакалов.
Кейн — сильная натура, классический образчик «политического животного», существо с такой невероятной харизмой, что трудно прочертить грань между его искренностью и тонко просчитанным политиканством (актер Келси Грэммер получил за эту роль премию «Золотой глобус»).
Мы также невольно сочувствуем Кейну из-за его болезни, точнее, из-за его исступленного желания во что бы то ни стало победить природу, отсрочить неизбежное, бросить вызов судьбе и (страшно сказать) силой воли «отменить» божественное провидение. Нелишне напомнить, что фамилия героя (Kane) созвучна имени ветхозаветного Каина (Kain), который в романтической литературной традиции — например у Байрона — был не столько первым убийцей, сколько символом богоборчества: то есть человеком, пошедшим наперекор воле своего Создателя.
Недуг мэра — не только главное его испытание. Для сценаристов болезненные галлюцинации стали выигрышной возможностью визуализовать раздрай в душе героя. Подобно булгаковскому Хлудову, которого в видениях не отпускает казненный им солдат, мэр Кейн больше половины второго сезона проводит в спорах со Стоуном, убитым по приказу мэра, — то есть со своей совестью, которая внезапно получила слово. Совесть безжалостна и афористична, как черт в диалогах с Иваном Карамазовым. Вот речь заходит о коррупции, Кейн защищается: «Я никогда не извлекал финансовой выгоды из выборной должности». И слышит в ответ неумолимое: «Но ты позволял обогащаться другим... Власть тоже форма валюты».
В фильме звучат цитаты из «Всей королевской рати». Если Эзра Стоун ассоциирует своего босса с заглавным персонажем знаменитой ленты Орсона Уэллса «Гражданин Кейн», то сам мэр Чикаго порой сравнивает себя с героем не менее знаменитого романа Роберта Пенна Уоррена. Однако различия между мэром Кейном и губернатором Старком также хорошо заметны. Герой романа оправдывал сомнительные средства высокими целями. Но где найти оправдание герою телесериала, когда ему становится нужна власть уже просто ради власти, власть как наркотик?
В финале второго сезона зрителя ждет резкий поворот сюжета. Козырной туз мэра (проект модернизации неблагополучного района) окажется побит его же собственным джокером. Восторжествует прагматизм: вместо социального жилья воздвигнется казино. Да, в финале Кейн побеждает — и недругов, и недуг (кажется, даже тельца Леви, невзирая на диагноз, пасуют перед золотым тельцом). Но зачем этот выигрыш? Какой в нем высший смысл? И есть он вообще в этом смертельном гандикапе, все больше напоминающем бег на месте?
К десятой, заключительной серии второго сезона у сценаристов больше не нашлось ответов на эти вопросы. Поэтому боссы канала Starz в конце 2012 года предпочли не продлевать сериал и закрыть после второго сезона — с довольно приличным, кстати, рейтингом. Впрочем, по-иному мэр Кейн вряд ли бы согласился уйти с телеэкранов.
Через две недели в очередном обзоре речь пойдет о сериале «Форс-мажоры» (Suits). Главный герой, талантливый самоучка, стал сотрудником ведущей юридической фирмы, выдав себя за выпускника Гарварда. Теперь ему придется быть не просто хорошим работником фирмы, а самым лучшим, тогда, может, его не выставят за дверь с позором.