Очередной раунд израильско-палестинских боевых действий и заключенное перемирие между Израилем и ХАМАС активно комментируются в России, но было бы большой ошибкой переносить саму логику этого конфликта на российскую почву.
На Ближнем Востоке снова идут боевые действия, а значит, идут они в СМИ и блогах. Одни рассказывают о героической обороне против варварства и терроризма Государства Израиль, форпоста демократии и цивилизации, а другие — о не менее героической борьбе палестинского народа против многолетней сионистской оккупации за самоопределение в соответствии с резолюциями ООН. В остальном все будет очень похоже и с той и с другой стороны: наш народ всегда прав, он всегда страдает, наши враги всегда убивают наших женщин и детей без малейшей вины с нашей стороны, это наша и только наша земля, на которой другие могут находиться только по нашему милостивому разрешению. Только одни назовут «нашими» израильтян, а другие — палестинцев. И религиозные люди с обеих сторон добавят: наша борьба священна, так повелел Бог.
Этот подход можно было бы назвать ветхозаветным, но ничего особенно ветхозаветного в нем нет — так мыслят в любом родоплеменном обществе. Людьми в собственном смысле слова считаются только сородичи, все остальные — варвары, недочеловеки, потенциально опасные и подлежащие уничтожению при возникновении любых конфликтов. Напротив, именно в Ветхом Завете впервые в истории человечества прозвучали слова о том, что Богу дорого и важно не одно племя или народность, а все человечество: «Сыны Израилевы, не то же ли вы для Меня, что и сыны Эфиопии? — пророчество Господа! — Израильтян Я вывел из земли египетской, а филистимлян — из Кафтора, а сирийцев — из Кира». Другое дело, как эти слова Амоса, а за ним и других пророков, были услышаны и исполнены на той самой земле, где они прозвучали и где рвутся сегодня ракеты и бомбы израильтян и палестинцев, филистимлян нашего времени.
И на этой же земле зародилось христианство, принесшее мечту о новом человечестве, где нет уже ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни варвара. Есть просто люди, и каждый из них делает свой собственный выбор и сам отвечает за его последствия. Эти слова тоже были услышаны и поняты не всеми и не сразу, так что под знаком креста с тех пор было убито немало эллинов и иудеев, скифов и варваров только за то, что принадлежали не к тому племени, не к той религии, но все-таки именно в недрах христианской цивилизации родились представления о правах человека и нациях как совокупности граждан.
Много где на протяжении двадцатого века шла эта война одного народа, одного племени с другим за эксклюзивное право жить на своей земле, но только в Европе балканские войны 1990-х привели к созданию международного трибунала, перед которым предстали солдаты, офицеры и гражданские чиновники всех без исключения национальностей. Можно, конечно, спорить о беспристрастности и эффективности этого трибунала, но, пожалуй, впервые в истории судили не только побежденных, но и победителей.
Уверен, что когда-нибудь это станет нормой и для других регионов мира, но пока что «наш народ прав, он так много страдал…» Если бы в рамках этой модели можно было бы найти решение для ближневосточной проблемы, оно бы уже наверняка было найдено. Но в наше время такое просто не работает.
Готовность российских блогеров и журналистов безоговорочно поддерживать одну из черно-белых версий ближневосточного конфликта говорит достаточно много о состоянии самого российского общества. Нас так долго приучали к однозначности мышления, так важно было видеть перед собой коварного и кошмарного врага, который во всем виноват и с которым ведут последний и решительный бой. Конкретная фигура может меняться — вместо сионистского агрессора легко будет подставить палестинского террориста, но стилистика остается прежней. Говорят, и в Израиле самые большие ястребы — это бывшие наши. Да такие ли уж и бывшие?
Нельзя сказать, чтобы пламенных борцов за единственную национальную истину не было на Западе — их хватает и там. Но у нас их число как-то уж совсем зашкаливает. И главное, что та же логика очень легко начинает примеряться уже и к нашим реалиям: «мы русские, с нами Бог!» Православие как этническая религия, Святая Русь как строго охраняемая территория — все это звучит очень привлекательно на первый взгляд, дает ответы на все проклятые вопросы и обещает светлое будущее… Только этот подход, по сути, сводит христианское наследство нашей культуры к примитивному родоплеменному культу. И как только возникнет альтернативная версия насчет священной земли и воли Божьей (да, собственно, уже возникла), то достигнуть компромисса будет очень трудно. О святынях не торгуются, за них проливают кровь.
Конфликты такого рода в современном мире либо длятся десятилетиями без малейшей надежды на разрешение, либо прекращаются внешней военной силой и завершаются Гаагским трибуналом. Так что если услышишь где: «Мы таковские, с нами Бог!» — самым разумным будет согласиться: ну и Бог с вами…