20533
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22824
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12103
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3815
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8157
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6728
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4049
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2983
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12099
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9529
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7536
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7953
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5314
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4064
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3151
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3077
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4023
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2870
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2889
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4396
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3822
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2685
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2310
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4372
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4368
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2869
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2929
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3362
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3136
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2976
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3182
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5598
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4073
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3711
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3136
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube

Главная декорация сезона

Большой театр справился с результатами реконструкции

Дмитрий Кавко

 

Понятно, что шесть лет назад Большой ушел из старого здания одним, а вернулся другим. Но в отреставрированном зале и переделанных фойе как будто лежал и ждал груз очевидных ожиданий. Театр возвращался заложником собственной истории и особого статуса, легендарное былое величие встречало с вызовом. Чтобы показать, что за несколько лет огромный театральный механизм заметно изменился и может работать почти независимо от требований прошлого, с публикой пришлось поговорить.

Разговор получился жестким. Он начался с выдержанного в ледяном тоне концерта — открытия Исторической сцены, где важной публике показывали театр в разных видах, но больше всего ее саму и ее представления о себе и театре. И достиг особенного накала, когда сразу после открытия вышла первая оперная премьера сезона — «Руслан и Людмила» в постановке Дмитрия Чернякова.

Если бы этот спектакль появился на новой-старой сцене Большого не первым, его скорее всего приняли бы спокойнее. Он был бы спектаклем на любителя и сенсацией — тоже на любителя. Скажем, открылись бы музейным экспонатом, возобновленным «Борисом Годуновым» — аккуратно отреставрированным драматичным блокбастером сталинской эпохи главное здание как раз закрывали на ремонт. Но театр предпочел не заигрывать с традиционалистскими ожиданиями и выпустил вперед «Руслана». Радикальный режиссерский спектакль, виртуозный коллаж постановочных стилей и языков, переосмысленный сюжет, заново переслушанная партитура и жесткая реплика в адрес публики. Обращаясь к ней, режиссер как бы произносит: «Что-то не хочется с вами тут разговаривать. По крайней мере по душам».

Эстетическая пощечина имела изысканное музыкальное оформление — в театре в первый и, как потом выяснилось, в последний (в обозримой перспективе) раз появился дирижер Владимир Юровский, «Руслан» стал блестящей работой и безусловным музыкальным событием. Красивую пощечину нельзя было не заметить. Жест театра был предельно ясен: игра в музей больше не будет главной.

Три оперные премьеры сезона — три примера разных игр и подходов. После «Руслана» появился «Кавалер розы» Рихарда Штрауса (режиссер Стивен Лоулесс), принципиальное для мировых сцен название, которое в Большом театре никогда не шло. Теперь идет в виде подчеркнуто респектабельного, европейского по духу и стилю спектакля в тягучей, дотошной и грациозной манере. И наконец, «Чародейка» Чайковского для поклонников неортодоксального русского репертуара и, наоборот, ортодоксальных решений, не очень ловкий, но гордый оммаж полузабытому Большому стилю от Александра Тителя и Александра Лазарева. За сезон намечено три направления: режиссерский театр для прогрессистов, современный европейский театр для любопытного среднего класса и наше наследие — для туристов и пуристов.

К моменту открытия Исторической сцены в Большом было около 20 оперных названий — мало для уважающего себя театра. На следующий сезон в опере запланировано уже шесть премьер в разных стилях и театральных жанрах. А пока нет ни одной оперы бельканто, есть только по две оперы Верди и Моцарта, из французской оперы — одна «Кармен» (нет ни Гуно, ни Массне), из немецкой — «Летучая мышь» и «Воццек». Ни Вагнера (через сезон запланировано возобновление «Летучего голландца»), ни Рихарда Штрауса (кроме «Саломеи», здесь вообще никогда ничего не ставилось). Нет никакого вообще барокко, не до него.

Музыкальный руководитель и главный дирижер Василий Синайский, например, просто счастлив, что удалось поставить «Кавалера розы», написанного в незнакомой оркестру и труппе стилистике: «Это главное событие. Теперь можно играть с оркестром сложные, изысканные программы. К тому же оркестр научился реагировать не только на стиль, но и на индивидуальный почерк солистов на сцене. В условиях большой сцены это оказалось очень важным и необходимым умением. Вообще наша главная задача сейчас определить, кто на что способен в смысле стиля и возможностей, кто уместнее и лучше в каком репертуаре и на какой сцене. Это большая работа, она необходима, чтобы раскрыться разнообразно и полно, раскрыть каждого». О незнакомой стилистике говорили и тогда, когда в 2009-м Курентзис учил с оркестром и певцами «Воццека» Берга и даже когда занимались Моцартом, а еще до реконструкции — «Адриенной Лекуврер» Франческо Чилеа. В этих стенах пока еще все как будто не очень знакомо. Но очевидно, что есть жажда родства с миром, его репертуаром, стилями, взглядами, свободой. Остается еще продать эту жажду публике.

В балете эта жажда проявилась буквально: в конце сезона Большой представил двухдневный фестиваль WWB@LLET.RU, название которого напрямую указывает на международный статус и поиски в области современной хореографии. Фестиваль придумал Сергей Филин, которому в этом сезоне выпало не только осваивать вместе с труппой Историческую сцену, но и подтверждать свое право на полученную весной 2011-го должность художественного руководителя Большого балета. Фестиваль показал, что Филину по силам и привезти в Москву такие труппы, как Балет Сан-Франциско и Балет Монте-Карло, и решить серьезные внутренние задачи. Так, в премьерной постановке балета Dream of Dream (хореография Йормы Эло на музыку 2-го фортепианного концерта Рахманинова) Филин ухитрился вывести на сцену в равных партиях 11 ведущих солистов труппы. Если бы хореограф лучше совладал с великой музыкой Рахманинова, менеджерская победа худрука стала бы еще более очевидной. Второй премьерой, показанной на фестивале, — «Классической симфонией» на музыку Прокофьева — Сергей Филин по-новому презентовал московской публике хореографа Юрия Посохова, который уже много лет работает в Сан-Франциско. Это заявка на будущее: принятый с восторгом Посохов через сезон будет ставить специально для Большого полноценный балет.

Сам Филин главной задачей прошедшего сезона называл перенос важнейших спектаклей на Историческую сцену. Фактически это тоже реконструкция спектаклей — после того как они несколько лет шли на «маленькой» Новой сцене, требовалось собрать заново не только работу артистов, но и декорации, механику, сценографию. В итоге зрители увидели обновленные «Спящую красавицу» и «Лебединое озеро», «Щелкунчика» и «Жизель», «Ромео и Джульетту» и «Дочь фараона». На Основной сцене прошла и премьера «Драгоценностей» Баланчина.

Об амбициях Филина говорит и его кадровая политика. Первый же его шаг стал международной сенсацией. Худрук заманил в труппу Большого звезду Американского балетного театра (АБТ) Дэвида Холберга. Символично, что в списке главных мировых событий 2011 года в сфере культуры газета The New York Times первые места отдала именно путешествию Холберга в Москву и открытию исторической сцены Большого театра. «Большому нужен был красивый премьер-«принц», который при этом мог бы соответствовать и планке, и наследию театра. Дэвид как никто другой подходил на эту роль, - сказал Сергей Филин «МН». - Конечно, это были долгие переговоры. Как только он начал работать в Большом, я увидел, что ему здесь комфортно и интересно. И меня очень радует его отношение к этой работе. Дэвид понимает, что на нашей сцене он должен соответствовать репертуару и стилю Большого театра. И даже если какие-то моменты ему удобнее танцевать в традиции АБТ, он говорит: «Я приехал танцевать так, как положено здесь». В свой первый московский сезон Холберг выступил считанное количество раз, продолжая активно гастролировать с АБТ, но уже с сентября, по словам Филина, артист будет 75% своего времени отдавать Большому.
Сам Холберг сказал «МН», что чувствует поддержку ото всех, начиная с Анатолия Иксанова и Сергея Филина, и его отношения с Большим «замечательные». «Я надеюсь, что наши взаимоотношения будут продолжаться. Это даст мне возможность еще большему научиться у великолепных танцовщиков Большого театра», - сказал артист. Впрочем, и танцовщикам Большого будет чему у него поучиться. Уже в начале сезона Холберг предъявит московской публике баланчинского «Аполлона», а в конце, по всей видимости, сыграет заглавную роль в «Онегине» - оба эти спектакля входят в его репертуар в АБТ.
Другой проект Сергея Филина из сферы невозможного - появление на сцене Большого в статусе приглашенной звезды мариинской примы Дианы Вишневой. После скандала, вошедшего в анналы балетной истории, когда в 2005 году пять балерин Большого воспротивились намерению руководства пригласить Вишневу в труппу, она «гостила» на сцене главного театра страны лишь раз. «Ничего невозможного нет», - улыбается Филин. В этом сезоне он предложил Вишневой танцевать в «Утраченных иллюзиях» Десятникова - Ратманского (ее партнером стал Андрей Меркурьев), а в будущем уже обговорено участие балерины в двух премьерах Большого.

Скандальный уход из труппы Натальи Осиповой и Ивана Васильева в итоге, кажется, стал трагедией только для московской публики. Труппа Большого под руководством Филина снова доказала свой неиссякаемый потенциал, а артисты счастливо делят свое время между Михайловским и Американским балетным театром. Для Осиповой сезон вообще ознаменовался рекордным количеством премьер, в том числе пятью - в АБТ. Теперь балерина намерена расширять не только репертуар, но и географию выступлений: в ее планах сотрудничество еще и с Ковент-Гарден и Австралийским балетом.

236-й сезон показал, что даже в условиях технологической перестройки Большой способен на большие поступки в творческой сфере и, отдавая дань традиции, с удовольствием возлагает на себя культуртрегерскую миссию. Конечно, сделать окончательный выбор между разнообразными стратегиями и разного рода публикой театр просто не сможет себе позволить. Он должен превратиться в конвейер, регулярно выставляющий разную продукцию для разных «покупателей». Публика не очень знает, чего хочет. Хочется верить, вскоре она научится не только быстро находить буфеты, но и уже по одному только названию спектакля в афише догадываться, где он может идти — на Новой сцене или на Основной.