Центр фотографии имени братьев Люмьер и Фонд информационных и культурных программ «Фотодепартамент» представляют выставку «Серебряный город. Петербургская фотография ХХ–ХХI веков». Это второй проект Центра фотографии, посвященный петербургской школе, год назад открывшийся выставкой Александра Китаева «Непостижимый Петербург». Определение «петербургская школа» не так давно вошло в искусствоведческий обиход, оно характеризует авторов нескольких поколений — в центре их внимания город (снимают ли они портрет, пейзаж или натюрморт). Что еще объединяет двадцать семь авторов «Серебряного города»? Приверженность традиционным техникам съемки и печати: от мягкорисующих объективов и монокля, процарапывания негативов, прямой бромсеребряной печати и соляризации до раскраски отпечатка масляными красками.
Кураторы Ольга Корсунова («Фотодепартамент») и Аркадий Ипполитов (Государственный Эрмитаж) отобрали для выставки около ста тридцати произведений, а начинается она с Бронислава Ясинского. Его фотографии конца 1950-х — психологические портреты в европейском стиле. Камертоном «Серебряного города» стал Борис Смелов, представитель неофициальной фотографии 1970-х–1980-х. Именно в его работах петербургское своеобразие выражено настолько сильно, что стало возможным говорить о петербургской школе как о самостоятельном явлении. В 2009 году на его ретроспективе в Эрмитаже было представлено более девяноста натюрмортов, портретов и городских пейзажей. Небольшую их часть может увидеть сейчас и московский зритель. Напротив Смелова висят работы Леонида Богданова — «Часы», «Каменный мост», «Дымы» На первом плане его ночного снимка «Исаакиевский собор» дорожный знак на асфальте и брусчатка. На снимке Игоря Лебедева «Невский проспект» — лестница подземного перехода и отражение рекламного плаката сигарет «Мальборо». Обнаженные подростки в кронштадтском порту — это работы Евгения Мохорева. Также среди авторов выставки Станислав Чабуткин, Александр Никипорец, Людмила Таболина, Надежда Кузнецова, Ольга Корсунова
В четырех залах «Серебряного города» нет, увы, произведений Валентина Самарина, Андрея Чежина, Алексея Титаренко «Тут показано главное — петербургское дыхание, речь ведь не о наборе авторов, а о школе. Петербургское фотосообщество разрушено в 2000-е, но школа существует. Я очень рад, что представлены мои любимые молодые, например Елена Михновская. Они не думают о мейнстриме, заворожены колдовской серебряной ручной фотографией и зарабатывают чем-то другим», — отметил участник выставки Александр Китаев.
Выставка продлится до 26 февраля.
Серебряный город
Черно-белое фотоэссе о Северной Пальмире в Центре фотографии имени братьев Люмьер
Наверх