Современные дети не собирают марки и, кажется, даже не знают, что это такое, — на их памяти родители уже не опускали письма в почтовый ящик, а бабушки с дедушками скорее всего не заглядывали на почту, чтобы прикупить марки. Хотя собирать наши дети умеют и хотят — все, от морских камешков до покемонов. Оптимисты из числа взрослых уверены, что и маркам найдется место в этом ряду. Просто потому, что марки лучше покемонов упорядочивают мир.
В нескольких школах Томска на уроки географии и экологии приходит пожилой человек — доцент Политехнического университета геолог Федор Бакшт. Вместо учебников и дидактических материалов он приносит с собой старый увесистый кляссер — собственную коллекцию марок. Каждой теме соответствуют свои серии. Если сегодня по программе динозавры и мезозой — он покажет три квартблока из двенадцати марок, выпущенных в 1996 году в Камбодже (бывшая Кампучия). В морской бой на таком уроке не поиграешь: тут тебе наяву и дрейфующие материки, и обаятельные тодзянгозавры — самые популярные в мировой филателии ящеры, представители отряда стегозавров. Изучаем мировой океан — у Федора Бакшта наготове крупноформатный блок авиапочты Израиля: земной шар на этих марках изображен в необычной картографической проекции, по его поверхности плывут острова-материки, а рядом более мелкие островки — Гренландия, Куба, Мадагаскар. Рассказ о российских заповедниках — пожалуйста, вот вам марки, на которых флора и фауна Баргузинского заповедника или «Кедровой пади» как живая. Придумана и разработана эта серия советскими графиками в середине 1960-х, как раз тогда, когда об экологии в нашей стране впервые задумались всерьез.
Это методическое ноу-хау Федора Бакшта — использовать филателию в преподавании экологии, географии, геологии и геофизики. Ученый уверен, что более наглядного учебного пособия человечество еще не придумало. «Написаны десятки учебников и руководств, хороших и не очень хороших. И все их объединяет сухость и недостаточная дидактичность, — объясняет он свою позицию. — Марки между тем дают информацию в максимально привлекательной, дидактичной и высокоэстетичной форме. Их содержание плотно сконцентрировано и строго научно выверено. В этом и есть уникальность филателии, на которую можно и нужно делать ставку, обучая детей».
Школ, где с томским новатором согласны, пока немного. Хотя сам ученый надежды не теряет. В разговоре с «МН» он признался, что мечтает заразить геофилателией Москву — хочет приехать и провести уроки в столичных школах. Дело за малым — осталось дождаться приглашения.
Свежо, как динозавр
А теперь предположим, что его пригласят и Федор Бакшт со своими альбомами появится в обычной московской школе. Какая аудитория будет ждать его в классах? Обычные московские девочки и мальчики, которые уже в начальной школе виртуозно играют в PSP и снимают клипы на iPhone. Они выкладывают фотографии в Instagram, общаются в сети Vkontakte, знают разницу между 3G и 4G, гуглят за милую душу. Филателия для них — что-то из той самой мезозойской эры, а марки, как динозавры, давно вымерли за ненадобностью.
Есть только одно но, которое может спасти старого геолога Бакшта от педагогического провала. Эти мальчики и девочки буквально помешаны на коллекционировании.
Не научившись толком говорить, они уже начали что-то потихоньку собирать. Мальчики — безумных бакуганов (разлетающиеся в руках шары-трансформеры), девочки — странных пэт шопов (гидроцефального вида животные). Потом и те и другие принялись коллекционировать бобы — это маленькие пластиковые капсулы, у каждой сбоку свой коллекционный номер и даже индекс редкости. Затем все дружно увлеклись кэпсами с покемонами и фишками с семейством Шрека. Ракушки, наклейки, йо-йо, игрушки из киндерсюрпризов, фантики — многие родители уже счет потеряли бесконечным собирательским увлечениям чада.
Достигнув тинейджерского возраста, сегодняшние дети принялись скупать журналы-коллекции. Один из первых таких журналов — The Dog Collection (с мягкой большеголовой собачкой внутри) — буквально взорвал рынок печатной продукции, за каждым новым выпуском велась недетская охота. Признаюсь, я сама подкупала продавщицу ларька «Союзпечать», чтобы та вовремя отложила экземпляр. Маркетологи и издатели, уловив тренд, завалили печатный рынок журналами-коллекциями: кошки, насекомые, суперкары, легендарные самолеты, дома мечты (с предметами интерьера), камни, минералы, физические опыты, корабли, куклы, служебные машины, пластиковые кости.
Это коллекционное изобилие давно подготовило почву для детской филателии. Так что ничего удивительного, если методика Федора Бакшта приживется в Москве. В конце концов страсть прогрессивных детей к обладанию и упорядочиванию способна творить чудеса.
Космос на ладони
В 1960-е годы польские врачи на практике доказали, что дети, которые перенесли серьезные операции, быстрее реабилитируются, если в послеоперационном периоде их вовлечь в собирание марок. Примерно в то же время немецкие педагоги подметили, что школьники, увлеченные филателией, успешнее своих сверстников осваивают историю и географию. В некоторых европейских странах филателию тогда даже ввели в качестве факультатива в программы начальной и средней школы. Эпоха компьютерных технологий, естественно, изменила все, в том числе школьные программы. Но ничего столь полезного для детского развития, как коллекционирование марок, не предложила. Ведь филателия дисциплинирует мышление, провоцирует любознательность, расширяет кругозор, тренирует память, развивает исследовательские навыки и усидчивость. Готовность классифицировать и упорядочивать — а без этих навыков юному коллекционеру не обойтись — становится первым аналитическим опытом ребенка.
Безусловно, с точки зрения коллекционирования филателия намного привлекательнее, чем покемоны или бобы. Просто потому, что потенциал марок безграничен. При этом марки еще и перемещаются во времени и пространстве — они физически мобильны. Один только Федор Бакшт собрал в базовой геолого-географической коллекции «Земля — наш дом» марки, конверты, открытки и штемпельные оттиски 153 стран. По горно-геологической тематике в мире выпущено более четырех тысяч марок, в том числе с минералами и породами свыше восьмисот, с динозаврами и окаменелостями — около девятисот. Журналам-коллекциям такое не снилось.
Детская психология доказала: бескорыстное собирательство снижает ощущение тревоги, притупляет осознание несовершенства мира и снимает страх перед неопределенным будущим. Надо только взять в себя в руки и купить ребенку альбом, кляссер, наклейки, пинцет и лупу. И первую марку, конечно.
Детская болезнь крутизны
Юное поколение готово собирать марки — их больше, чем покемонов
Наверх